Очередное заседание телевизионного дискуссионного клуба Казанского федерального университета, прошедшее сегодня в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ, было посвящено обсуждению темы «Буллинг в школе. Что делать, если ребенка травят сверстники?». Как выяснилось, подобная травля существует практически в каждой школе. Спикеры дали советы родителям, как распознать, что их ребенок подвергается буллингу, и порассуждали, откуда растут ноги этого явления.
В качестве экспертов дискуссионного клуба выступили профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования КФУ, доктор психологических наук, председатель регионального отделения Российского психологического общества РТ Лилия Фахрутдинова, ответственный секретарь регионального отделения по РТ Национальной родительской ассоциации Анатолий Венедиктов и директор Лицея им.Лобачевского КФУ Елена Скобельцына.
В качестве экспертов были также привлечены доцент кафедры дошкольного и начального образования ИПО КФУ Рамиль Гарифуллин, научный сотрудник научно-образовательного центра педагогических исследований ИПО КФУ Елена Семенова, клинический психолог психологического отделения ДРКБ МЗ РТ Лия Бодрова, клинический психолог РКПБ им.В.М.Бехтерева, член Республиканского координационного научно-методического совета педагогов-психологов при Министерстве образования и науки РТ Людмила Невоструева и другие специалисты.
Буллинг в школе — постоянное психологическое, а порой и физическое насилие в отношении ребенка/подростка со стороны сверстников-одноклассников, способное превратить в кошмар школьные годы жертвы буллинга, а также серьезный стресс для родителей, чей ребенок угодил в жернова подростковой травли. В 2018 году сотрудниками Института психологии и образования Казанского университета были проведены исследования в общеобразовательных школах Татарстана с целью оценки масштабов такого явления, как буллинг.
«Ребенок должен чувствовать себя в школе безопасно, ощущать воодушевление и настрой на учебный процесс. Климат является основным условием обучения и воспитания, чтобы ребенок приобретал знания и развивал личностные характеристики, — убеждена профессор Лилия Фахрутдинова. — Как показывают результаты исследований, которые проводили мои ученики в течение 12 лет, в Татарстане не было обнаружено практически ни одной школы с психологическим климатом высокого уровня благоприятности. Более того, многие дети находятся в школе в состоянии экстремального выживания. То есть практически все школы республики этим страдают».
Причем, по наблюдению профессора КФУ, такое явление, как буллинг, характерно как для обычных школ, так для гимназий и лицеев.
«Нет достоверных различий в психологическом климате между обычными школами и лицеями. В лицеях вроде бы должны работать учителя более высокого профессионального уровня. Однако достоверных различий нет. Иногда даже в простой школе гораздо более высокий уровень благоприятности, чем в некоторых классах лицеев, — считает она. — Ситуация в последние годы отличается высоким уровнем суицида среди детей и подростков. Учителя старой советской школы активно занимались с детьми, а сейчас они больше заняты статистической работой. Возможно, им просто не хватает времени на детей. С другой стороны, отсутствует сама идеологическая подоплека. Если раньше при воспитании детей формировался какой-то образ, например, строитель коммунизма, то сейчас такого образа нет. Возможно, поэтому, воспитательная работа в школах представлена очень слабо».
Подобное утверждение опровергла Елена Скобельцына, рассказавшая о профилактической работе в Лицее им.Лобачевского КФУ, методах психологического сопровождения лицеистов. По ее словам, в лицее ведется целенаправленная работа по формированию комфортной среды для обучающихся. Так, новоиспеченным лицеистам в преддверии начала учебного года предлагается пройти вводно-адаптационный тренинг «Здравствуй, лицей» с участием «бывалых» учащихся. В итоге уже в первые сентябрьские дни можно наблюдать картину, как 6-классник подает руку 11-класснику, и тот здоровается в ответ. В традиции Лицея им.Лобачевского также вернули такую систему наставничества, как вожатское движение. Очень важным Елена Скобельцына считает проведение уроков добра, выездов с концертами в дома престарелых, привлечение лицеистов к благотворительной деятельности. Также важно и максимальное вовлечение родителей в дела лицея.
«При помощи ученых КФУ можно выявлять зачатки буллинга и вовремя купировать их», — считает Елена Скобельцына.
Научный сотрудник ИПО КФУ Елена Семенова сообщила, что, по данным ВОЗ, с 2010 до 2014 года буллинг в школах России увеличился с 24 до 30 процентов.
«Вопрос в том, как этот буллинг оценивается. Зачастую его не видно. В 60-е годы буллинг подразумевал физическую, психологическую травлю, а сейчас это явление уходит в социальные сети. Это ответвление, куда взрослым доступа нет, и что учителям и психологам тяжело оценить», — убеждена она.
Елена Семенова также рассказала о результатах исследования, проведенного в трех казанских школах в 2018 году сотрудниками Института психологии и образования Казанского университета. По словам спикера, во всех исследованных школах был выявлен и физический, и моральный буллинг.
По мнению Анатолия Венедиктова, такое явление, как буллинг, было, есть и будет всегда.
«Вопрос состоит в том, в какой форме и с какими последствиями проходит этот буллинг, — отметил он. — В советское время от классного руководителя во многом зависели атмосфера, климат в классе, насколько класс был дружен. В ситуации буллинга психологи пытаются оказать помощь детям, но сейчас нужно оказывать помощь педагогам в их профессиональной подготовке и родителям в воспитании своих собственных детей. Проблема состоит в отсутствии достаточного образования педагогов и родителей и, как следствие, детей».
В свою очередь Людмила Невоструева выразила мнение, что буллинг порождает современный стиль преподавания, воспитания. Нередко дети развлекаются жестокостью, получают удовольствие от этого процесса.
«Мы, родители, сами создаем конкуренцию среди детей. Вот он отличник — давай его травить, потому что начинаются сравнения не в мою пользу, — считает клинический психолог. — Сейчас дети растут эмоционально холодными, стремясь получить оценку любым способом. Сами родителям забывают о чувствах, не говорят о них».
По мнению Рамиля Гарифуллина, истоки проблемы идут из семьи, сформировавшейся в ней модели поведения, а также от незрелости педагогов, отсутствия достаточного социального интеллекта.
«Если у ребенка изначально есть честь и достоинство, он тут же дает ответ. Если педагог умеет видеть и пресечет это явление, то проблема не возникнет, — убежден он. — Необходима профилактическая работа с личностью ученика, работа над зрелостью педагога. Также необходимо выявление лидера, источника буллинга — организуют травлю невротические дети, но с высоким социальным интеллектом. После выявления лидера необходима посттравматическая работа».
Лилия Фахрутдинова также посетовала, что сейчас буллинг в школах изменился качественно.
«Если раньше на буллинг реагировали активно, то сейчас в школах зачастую идут по пути заминания этих фактов, тихого удерживания информации. Дети, которые были руководителями буллинга, но за их спиной стоят богатые родители, совершенно меняют ситуацию с точность до наоборот». По словам профессора КФУ, нередко ребенка, подвергающегося буллингу, оставляют с проблемой один на один, и взрослые устраняются от ее решения.
Говоря о путях решения проблемы буллинга со стороны родителей, Анатолий Венедиктов убежден, что есть два основных выхода: бороться или бежать (в другую школу, район, город). Лилия Фахрутдинова же убеждена в необходимости проведения системной работы в школах с помощью психологических тестов среди учащихся. В свою очередь Лия Бодрова назвала ряд факторов, которые должны насторожить родителей в поведении ребенка-школьника: изменения в пищевом поведении, нарушения сна, изменение компании, чрезмерная трата личных средств и др. В этом случае необходимо поговорить с ребенком, однако если он не идет на контакт — обратиться к специалисту.
Как сообщил модератор дискуссии советник ректора КФУ Юрий Алаев, следующее заседание дискуссионного клуба будет посвящено поколению Z.