Казанский федеральный университет присоединился к акции Минобрнауки России «Научный полк». В День памяти и скорби, 22 июня, мы рассказываем о вкладе казанских ученых в Победу, мужестве и героизме студентов и преподавателей Казанского университета.
Во время Великой Отечественной войны в Казанском университете наряду с преподавателями вуза проводили исследования порядка 2000 ученых Академии наук СССР.
К началу войны в университете было 33 кафедры, 24 кабинета, 15 лабораторий, две обсерватории, биологическая станция, два научно-исследовательских института, научная библиотека. Подготовка специалистов велась на шести факультетах.
Большая часть преподавателей, аспирантов, студентов и сотрудников университета были мобилизованы на фронт. Так, если на 1 июня 1941 года на комсомольском учете состояло 1198 комсомольцев, то к 1 октября их стало в два раза меньше. По этой же причине состав партийной организации университета к концу года уменьшился вдвое. Весь оставшийся коллектив университета почти в полном составе в конце октября 1941 года был направлен на строительство Волжского оборонительного рубежа.
Вопрос о замене уходивших на фронт преподавателей решался путем привлечения к педагогической работе ученых эвакуированных в 1941 году в Казань институтов и учреждений Академии наук СССР, поэтому качественный состав преподавателей университета на протяжении всей войны оставался высоким. Представители 33 научных подразделений АН СССР (среди них были 39 академиков, 44 члена-корреспондента) были размещены в Казани, в том числе в зданиях Казанского университета. Так город (и Казанский университет) стал крупным научным центром академической жизни.
Университет в холодное время отапливался печами-буржуйками. Некоторые комнаты были совсем без тепла. Чернила нередко замерзали, и студенты не могли записывать лекции. Во внеурочное время обучающиеся работали на полях колхозов и совхозов, чистили снег с взлетной полосы аэродрома, кололи дрова, занимались погрузкой-разгрузкой.
Питались студенты и сотрудники вуза по карточной системе. Академики получали 800 граммов хлеба как ученые, занимающиеся практическими исследованиями, а теоретики и студенты – 400 граммов. Кроме карточек на хлеб, были карточки на мясо, жиры, крупы.
Выдающимся событием в мировой науке стало открытие в 1944 году доцентом физического факультета Казанского университета Евгением Завойским явления электронного парамагнитного резонанса. ЭПР положил начало новому разделу физики – магнитной радиоспектроскопии, кроме того, оказал значительное влияние на развитие целого ряда современных наук – от физики до археологии.
Одно из важнейших событий в физике XX века привело к большим успехам в физике магнитных явлений, физике твердого тела, физике жидкостей, неорганической химии, минералогии, биологии, медицине и других науках. На основе явления резонансного поглощения СВЧ-излучения создан, к примеру, квантовый парамагнитный усилитель, использующийся для осуществления дальней космической связи.
Перед университетом и учеными эвакуированных в Казань институтов Академии наук СССР стояла задача – направить все усилия на военные нужды. Научные достижения должны были максимально быстро внедряться в практику.
Большой вклад в оборонительную работу внес Физический институт имени Лебедева АН СССР. Н. Папалекси занимался радиолокацией, Б. Вул разрабатывал технологии, которые можно было использовать в борьбе с обледенением самолетов, Н. Андреев создал акустический трал.
Выдающийся физик Петр Капица, руководивший Институтом физических проблем АН СССР, работал в Казани над внедрением в производство разработанной им кислородной криогенной установки. В годы войны потребовалось производство жидкого кислорода из воздуха в промышленных масштабах. Кислород нужен был для медицины, для производства взрывчатки, для военных летчиков, совершавших дальние бомбардировочные полеты, и, главное, для разворачивающихся военных производств.
Одним из самых больших из эвакуированных в Казань учреждений АН СССР был Ленинградский физико-технический институт, который возглавлял Абрам Иоффе. Он руководил научными работами по нескольким проектам. Еще в 1930-х годах им была создана лаборатория для исследования ядерных реакций. Перевезя ее в Казанский университет, он добился того, что в сентябре 1942 года по распоряжению Государственного комитета обороны на базе этой лаборатории была создана Лаборатория № 2 АН СССР, что дало официальный старт советской атомной программе.
Серьезным достижением ученых Ленинградского физтеха было создание системы противоминной защиты для боевых кораблей. Известно, что ни один корабль, снабженный этой системой, не подорвался на вражеской мине.
Один из проектов, который курировал Иоффе, был посвящен изучению электрических и тепловых свойств полупроводников. Результаты исследования помогли создать «партизанский котелок» – термоэлектрический генератор, предназначенный для питания радиостанций в партизанских отрядах и разведывательных группах.
На химическом факультете Казанского университета в годы войны было развернуто производство ценных медицинских препаратов. Сотрудники кафедры органической химии под руководством выдающегося ученого Александра Арбузова совместно с коллегами из Института органической химии АН СССР работали над производством сульфамидных препаратов для лечебных учреждений Казани. По специальному заданию в казанской группе было изготовлено 30 килограммов сульфазола, 18 килограммов стрептоцида, в меньших количествах – никотиновая кислота и сульфидин, которые были переданы воинским частям, госпиталям, больницам Сталинграда и Казани. Кроме того, химиками было налажено производство медицинского эфира и глюкозы для госпиталей.
В военное время возникла острая потребность в лекарственных растениях. Ученые кафедры ботаники Казанского университета вместе с учащимися школ, студентами и домохозяйками в 1943 году собрали 815 килограммов валерианового корня, 10 килограммов белладонны, а также немало других лекарственных растений. Это способствовало введению в практику ряда лекарственных препаратов местного растительного происхождения, что позволило обходиться без ввозимых лекарств.
Ведущим направлением работы Научной библиотеки Казанского университета в годы Великой Отечественной войны стало обслуживание ученых, в первую очередь, сотрудников институтов Академии наук СССР. Так, например, в своих воспоминаниях академик Д. Лихачев писал, что в Казани, а точнее в читальном зале библиотеки Казанского университета, им было создано несколько статей для «Исторического журнала», собран материал для докторской диссертации и написаны книги «Национальное самосознание Древней Руси» и «Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI-XVII вв.». Книги вышли в свет, когда Институт русской литературы вернулся из Казани в Ленинград.
Я. Френкель написал в Казани книгу «Кинетическая теория жидкостей», Е. Тарле работал над вторым томом капитального труда «Крымская война», Л. Модзалевский составил обширный сборник «Материалы для биографии Н.И. Лобачевского».
Необычной была для библиотеки помощь раненым бойцам и командирам Красной Армии, находящимся на лечении в казанских госпиталях. Им выдавались книги через межбиблиотечный абонемент. В 1941 году библиотека обслуживала 14 госпиталей, в 1943 году – 34.
Многое было сделано библиотекой в плане оказания помощи заводам, предприятиям, военным организациям, которые черпали необходимые сведения для выполнения оборонных заданий.
В годы Великой Отечественной войны в Казанском университете не прекращалась подготовка кадров, велись научные исследования, многие из которых были ориентированы на нужды фронта. Всего за годы войны в вузе было выполнено около 300 научных работ. Благодаря плодотворному сотрудничеству с научными учреждениями АН СССР была заложена основа важнейших послевоенных научных направлений.