Казанский федеральный университет присоединился к акции Минобрнауки России «Научный полк». Мы рассказываем о мужестве и героизме студентов и преподавателей Казанского университета в годы Великой Отечественной войны, их вкладе в Победу.
Ученый Казанского университета Николай Зорин (1923–2006) окончил школу в городе Чебоксары в 1941 году, но сразу поступить в вуз не успел, помешала Великая Отечественная война.
Вместе с одноклассниками он осаждал военкомат, стремясь попасть на фронт, но был определен в комсомольский отряд, созданный для помощи сельчанам в уборке урожая. Отряд работал в селе Семеновском Порецкого района Чувашской АССР. В августе военкомат направил Н. Зорина в Москву, на учебу в Военную академию им. Фрунзе. Прием в академию был уже закончен, и поэтому он получил назначение в прожекторный батальон 139 зенитно-артиллерийского полка.
Прожекторная установка, на которой служил Николай Зорин, обслуживала аэродром. В сумерках она подъезжала к взлетно-посадочной полосе, расчет наводил на нее прожектор и ждал сигналов от диспетчера. По сигналу солдаты включали прожектор. Он освещал место посадки истребителям, возвращавшимся с боевых вылетов.
«Летом в нашей службе не было ничего трудного – ночи короткие. А вот зимой… Дежурство начиналось в три часа дня и продолжалось 17–18 часов. За три с лишним года службы я практически ни разу не спал ночью», – вспоминал Николай Владимирович после окончания войны.
Однажды прожектористов приехал проверять командир авиаполка. В это время в воздухе появился самолет и включил бортовые огни, требуя посадки. Командир авиаполка приказал включить прожектор. Но самолет оказался немецким и открыл огонь из пулеметов. Две длинные очереди вспороли воздух рядом с прожекторной установкой. Второй залп мог бы попасть в цель, но Николай Зорин не растерялся в опасной ситуации и поднял прожектор, ослепив мощным лучом света нападающего. Немецкий летчик сбросил несколько бомб, никого не задевших, и ретировался.
Однажды прожектористы освещали посадку тяжелому четырехмоторному бомбардировщику. Была сильная метель, видимость очень плохая. Огромный самолет прошел так низко, что едва не сбил колесами шасси прожектор вместе с расчетом.
После окончания войны Зорин отслужил в армии два года, так как не успел сделать этого до начала войны. Вернулся он в родные края (с. Калинино, Чувашия) только в 1947 году.
Николай Владимирович прошел всю Великую Отечественную войну, а его боевые и трудовые заслуги отмечены 12 правительственными наградами, в том числе орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовую доблесть» и др.
В 1948 году Н. Зорин поступил на географический факультет Казанского университета, окончил его в 1953 году и был оставлен работать в вузе на кафедре физической и экономической географии. Позже стал заведовать Этнографическим музеем. В 1964 году он защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук, в 1967 году Зорину было присвоено ученое звание доцента.
Порядка 40 лет Николай Зорин отдал педагогической деятельности, преподавал этнографию народов Поволжья и географию населения. Он разработал ряд междисциплинарных курсов по этнографии и географии.
Николай Зорин был организатором и участником ежегодных этнографических экспедиций по изучению культуры и быта русского народа, автором более 100 научных трудов. Его работы посвящены материальной культуре, семье и семейным отношениям русского населения республик Казанского Поволжья. Особое значение он уделял теме русской свадьбы.
Недавно в Этнографическом музее Казанского федерального университета открылась выставка «Этнограф, географ, педагог», приуроченная к 100-летию со дня рождения ученого.