В годы войны Казань стала пристанищем для многих великих умов. В 1941-1943 гг. здесь работали советские ученые, лауреаты Нобелевской премии. Среди них был Виталий Лазаревич Гинзбург – академик, физик-теоретик, почетный доктор Казанского университета.
Впервые в Казань В.Л. Гинзбург прибыл в эвакуацию. Он поселился вместе с отцом, женой и тетей в небольшой комнате старого студенческого общежития Казанского университета на ул.Красной Позиции.
«Жизнь в Казани была, конечно, не сладкой, – вспоминал Гинзбург, – зимой температура в комнате опускалась ниже нуля. Мы не голодали, но есть все время хотелось… Запомнилась какая-то столовая, в которой официантки давали за соответственную мзду гороховую кашу. Помню людей, приходивших туда с портфелями со вставленной в них жестяной емкостью, ее наполняли кашей или супом и выносили портфель, как будто он с бумагами».
В эвакуации Гинзбург активно продолжал свою научную деятельность. С конца июля 1941 года он работал около двух лет на физмате Казанского университета вместе с эвакуированными учеными Физического института имени П. Лебедева. Здесь же физик-теоретик закончил докторскую диссертацию на тему «К теории элементарных частиц», начатую в предвоенный год, и защитил ее в мае 1942 года, став в 26 лет самым молодым доктором наук. На физмате было положено начало его трудам по низкотемпературной сверхпроводимости, которые спустя почти 50 лет заслужили высочайшую мировую оценку – Нобелевскую премию.
«В мире шла страшная война, и я сам теперь плохо понимаю, почему в эвакуации в Казани, в условиях холодного и полуголодного существования, меня привлекли тайны физики низких температур», – отмечал ученый.
В Казани Виталию Лазаревичу довелось побывать и на трудовом фронте. В первую казанскую зиму он в группе молодых физиков работал на строительстве оборонных сооружений, рыл окопы для защиты подступов к Казани. Не прекращалась работа даже в жуткие морозы. Раз в неделю занятия наукой прерывались, и все сотрудники института шли разгружать баржи с дровами или картофелем, очищать военный аэродром после снегопада.
В 1943 году Физический институт Академии наук начал возвращаться в Москву. В Казань В. Гинзбург вернулся только спустя 39 лет, в 1983 году, для участия в I Завойских чтениях в Казанском университете.
Это был второй и последний приезд ученого в столицу Татарстана. Во время пребывания здесь он посетил Арское кладбище, где в годы войны похоронили его отца, и общежитие, где жил в эвакуации вместе с семьей. Наталия Евгеньевна Завойская, сопровождавшая Гинзбурга, рассказывала, что для академика это была очень тяжелая встреча с прошлым. Посетил Гинзбург в тот год и Музей истории университета. В Книге отзывов он оставил запись:
«Я помню этот зал, когда он служил общежитием для сотрудников АН СССР в 1941 г. Сколь разительна и приятна перемена нечего и говорить. Мне трудно вообще выразить свои чувства, когда я оказался впервые в Казани после 40-летнего перерыва. С лучшими пожеланиями музею».
Вклад Виталия Гинзбурга в науку во время Второй мировой войны не был забыт Казанским университетом. 25 июня 2009 года на заседании Ученого совета Казанского университета было принято решение присвоить звание «Почетный доктор Казанского университета» нобелевскому лауреату. Гинзбург также приветствовал участников Международного конгресса во время работы симпозиума ASTRO Kazan в августе этого же года в университете.
И хотя в столице Татарстана Гинзбург побывал лишь дважды, время, проведенное здесь, стало продуктивным для его научной карьеры.