Искусственный интеллект окутан загадками и мифами. На честность, креативность и прочность его проверили ученые Казанского федерального университета. КФУ продолжает проект «Научный вердикт», где каждую среду эксперты вуза обсуждают самые популярные и устоявшиеся стереотипы.
Миф № 1. Искусственный интеллект беспристрастен.
То, что сейчас называется в просторечии искусственным интеллектом – это большие лингвистические модели (LLM). Они и их генеративный контур (структуру сознания) определяют те тексты, на которых они обучаются, рассказывает директор Института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии КФУ Дмитрий Чикрин.
«Авторы любых текстов, – хоть физических гипотез, хоть детективных романов – небеспристрастны, поэтому оценки, выдаваемые LLM, априори смещенные. Проблема смещения, оценки его вектора и величины, а также его устранения – одна из основных проблем конструирования ИИ сегодня», – констатирует он.
Миф № 2. Роботы станут причиной безработицы.
Такое заблуждение широко распространено по нескольким причинам, говорит профессор кафедры управления человеческими ресурсами Института управления, экономики и финансов КФУ Юлия Колесникова, – это в том числе историческая параллель с технологическими инновациями, которые в прошлом действительно приводили к краткосрочному росту безработицы, однако например возникновение конвейера позволило развиться новым производствам, на которые потребовались работники. Еще одна причина – страх перед инновациями и сопротивление изменениям.
«Распространение роботов и ИИ действительно приводит к изменениям на рынке труда. Происходит возникновение новых профессий и отмирание старых. Важной компетенцией станет не выполнение монотонных операций, а правильная постановка задач для ИИ», – считает профессор ИУЭФ.
Развитие роботов и ИИ потребует некоторой адаптации, прохождения обучения новым компетенциям, для кого-то, возможно, переквалификации. Сегодня этому уже уделяется большое внимание, например реализуется федеральный проект «Содействие занятости», национальный проект «Кадры для цифровой экономики», отметила Ю. Колесникова.
«Развитие технологий ведет к росту производительности, что в свою очередь приводит к социально-экономическому развитию и росту уровня жизни населения. Автоматизация и ИИ не станут причиной безработицы, а скорее изменят рынок труда и создадут новые возможности для людей», – вердикт экономиста.
Директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ Михаил Абрамский развеял миф на примере рынка разработчиков.
«Уже сейчас есть опыт использования ИИ-ассистентов в разработке, и программный код с их помощью пишется гораздо быстрее. Вместе с этим, однако, повышаются требования к самому разработчику, потому что теперь он должен уметь составлять корректный запрос к ИИ-ассистенту (и это тоже по сути программирование), также ему придется проверять код, который ИИ-ассистент сгенерировал, а это иногда более трудоемкий процесс, чем самостоятельное написание кода, – пояснил М. Абрамский. – Индустрия сейчас нащупывает баланс в использовании ИИ-ассистентов. Подобные исследования проводятся и в нашем институте. Поэтому очевидно, что ИИ изменит рынок труда, но место для профессионалов в нем в любом случае останется».
Миф № 3. Тексты, сгенерированные ИИ, – плагиат.
Миф развенчала профессор кафедры теории и практики преподавания иностранных языков Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, главный научный НИЛ «Текстовая аналитика» ИФМК Марина Солнышкина.
Вопрос в том, говорит ученый, может ли ИИ производить тексты, которые удовлетворяют двум основным критериям – состоят из ранее незафиксированных слов или последовательностей слов и (или) несут новые смыслы, то есть уникальны.
«Chat GPT с третьей попытки придумал мне новое слово, означающее "подсолнух", – солнитус. Я не нашла это слово ни в одном из существующих корпусов (лингвистический корпус – это база данных, в которой хранятся созданные человеком тексты – прим. ред.). Уникальный ли это текст с точки зрения его формы? Строго говоря, да. Порождает ли этот текст новые смыслы? Если новым смыслом считать появляющуюся у читателя при чтении этого слова эмоцию, то есть текст выполняет некоторую художественную функцию, тоже – да», – поделилась своим опытом филолог КФУ.
Все, что касается текста из двух и более слов, по мнению М. Солнышкиной, – вопрос сочетаемости.
«В нашей речи реализованы далеко не все сочетаемостные возможности каждого из существующих в мире языков. Chat GPT придумал по моей просьбе сочетание "светоэкранная реальность", означающее "наше время"», – аргументировала профессор.
Дмитрий Чикрин же сравнил текстовый ИИ с «неопытным плагиатором»:
«Тексты большого объема, которые пишет ИИ, легко узнаваемы по стилю. Там другой механизм – он пытается понять, как ответить на запрос из того, что он знает. Поэтому текстовый ИИ – не совсем самостоятельный писатель, а, скажем так, неопытный плагиатор».
Миф № 4. Изображения, созданные с помощью ИИ, уникальны.
«ИИ-системы, которые генерируют изображения (например, модели DALL-E, MidJourney и Stable Diffusion), обучаются на огромных наборах данных, содержащих миллионы изображений и их описаний. Эти модели анализируют паттерны, цветовые схемы, композиции и различные визуальные элементы из этих данных, а затем комбинируют их для создания новых изображений по запросу», – объясняет старший преподаватель кафедры дизайна и национальных искусств Института дизайна и пространственных искусств, руководитель научно-технологического центра «Креативный технопарк КФУ» Айдар Нуруллин.
Хотя конечный результат может показаться новым и оригинальным, важно понимать, что изображение – это продукт комбинации и переработки уже существующих данных.
«ИИ генерирует новые комбинации существующих элементов, однако эти изображения не являются на 100 процентов уникальными в философском смысле, поскольку они зависят от данных, на которых ИИ был обучен», – считает эксперт ИДиПИ.
Миф № 5. ИИ не поддастся регулированию в юридической плоскости.
«В настоящее время в России активно формируются основы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с применением систем искусственного интеллекта», – заверила доцент кафедры предпринимательского и энергетического права Юридического факультета КФУ Екатерина Старостина.
Так, в 2019 году указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. В соответствии с программой был принят федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». В феврале этого года такой режим был установлен в г. Иннополисе (Республика Татарстан).
«В Китае в 2023 году были приняты временные меры по управлению генеративными системами искусственного интеллекта, а 21 мая 2024 года Совет Европейского союза утвердил первый в мире закон об ИИ», – уточнила эксперт Казанского университета.
Напомним, ранее в проекте «Научный вердикт» эксперты КФУ развеяли мифы о сахаре.
Стать участником проекта может каждый, прислав свой миф на электронный адрес: pressa-kfu@mail.ru. Самые неоднозначные заблуждения развенчают ученые Казанского университета.