В эпоху бурного развития генетики, биотехнологий и медицины вокруг тем, связанных с ДНК, продолжает существовать множество мифов. Многие из них формируют искаженную картину реальности, порождают страхи перед генной модификацией или создают ложные ожидания от генетического тестирования. Заведующий научно-исследовательской лабораторией «Генные и клеточные технологии», профессор кафедры генетики Института фундаментальной медицины и биологии, академик-секретарь отделения медицинских и биологических наук Академии наук Республики Татарстан Альберт Ризванов развенчал наиболее распространенные заблуждения, объяснив, что говорит наука.
Миф № 1. Один ген – один признак.
По словам профессора, на деле все значительно сложнее. Генетика давно доказала: большинство генов плейотропны, то есть влияют сразу на несколько признаков.
«Например, ген TYR участвует не только в образовании пигмента меланина (цвет кожи, волос), но также влияет на зрение и слух. Однако бывают случаи, когда мутация в одном конкретном гене приводит к развитию строго определенной патологии. Примером могут служить орфанные (редкие) заболевания, такие как спинальная мышечная атрофия, мукополисахаридоз, метахроматическая лейкодистрофия, болезнь Тея-Сакса и другие. В КФУ активно разрабатываются генные препараты для лечения именно таких заболеваний, где коррекция одного гена позволяет существенно улучшить состояние пациента», – отметил Альберт Ризванов.
Миф № 2. Генная модификация – это опасно и неестественно.
«Человек давно использует контролируемые методы ГМ в сельском хозяйстве и медицине: производство инсулина для лечения диабета, создание более продуктивных сортов растений и пород животных, разработка генных препаратов для терапии наследственных болезней. Важно подчеркнуть, что регуляторные органы тщательно контролируют все ГМ-продукты, которые проходят строгие проверки безопасности. Таким образом, сама технология генетической модификации не является опасной или противоестественной», – объяснил специалист.
Эксперт подчеркивает, что генетические модификации постоянно происходят в природе, например, при мутациях или горизонтальном переносе генов у бактерий (от одной бактерии к другой). Страхи здесь неуместны, генная инженерия стала важным инструментом спасения жизни.
Миф № 3. Мы используем только 10 процентов своей ДНК.
Такое утверждение – не более чем популярный миф. Действительно, только 2–10 процентов генома кодируют белки. Остальные 90 процентов долгое время считались «мусорной» ДНК. Однако современные исследования показали, что эти участки выполняют критически важные функции, в том числе регулируют экспрессию генов и обеспечивают стабильность генома. То есть организм использует практически весь свой генетический материал, просто не весь он кодирует белки напрямую.
Миф № 4. У человека и банана 50 процентов общих генов.
«В каком-то смысле – да. Но только если речь идет о базовых генах, отвечающих за фундаментальные процессы, такие как синтез белка и энергетический обмен. Однако само по себе процентное сравнение может ввести в заблуждение, важно не только, сколько общих генов, но и как они регулируются и взаимодействуют», – утверждает профессор.
У человека и шимпанзе, например, 98 процентов генетического сходства, у человека и мыши – около 85, но при этом организация, регуляция и взаимодействие этих генов принципиально различны, поэтому прямое процентное сравнение часто вводит в заблуждение.
Миф № 5. Люди с голубыми глазами имеют общего предка.
Альберт Ризванов утверждает, что это не миф, а научный факт.
«Голубой цвет глаз – результат мутации в гене OCA2, возникшей 6–10 тысяч лет назад, предположительно у одного человека. Впоследствии эта мутация распространилась и сегодня все голубоглазые люди действительно имеют одного общего предка», – подчеркнул эксперт.
Миф № 6. Талант – это только генетика.
Как отмечает профессор Ризванов, примерно 50 процентов способностей человека определяются наследственностью, остальное – средой: воспитанием, обучением, условиями развития.
«Без труда и практики даже самые "талантливые" гены не реализуются. Таким образом, успех – это результат и природы, и воспитания», – объяснил ученый.
Миф № 7. Клонирование может воссоздать точную копию человека или животного.
Генетический материал у клона действительно идентичен оригиналу. Однако личность, здоровье, характер и даже продолжительность жизни будут отличаться. Причина в среде, эпигенетике и случайных факторах развития.
«Самый яркий пример – овечка Долли. Несмотря на идентичную ДНК она отличалась от донора по целому ряду признаков», – прокомментировал специалист.
Миф № 8. Генетические тесты точно определяют этническую принадлежность и национальность человека.
Генетические тесты действительно могут показать географическое происхождение предков и даже выявить родственные связи с определенными популяциями. Однако этническая и национальная принадлежность – это не только биология, но и культура, язык, воспитание и самоидентификация.
«Ни один генетический тест не способен с абсолютной точностью определить, что вы татарин, русский или еврей. Это вопрос многослойной идентичности, выходящий далеко за рамки ДНК», – заключил Альберт Ризванов.
Напомним, что научно-популярный проект инициирован Департаментом по информационной политике КФУ. Каждую среду эксперты вуза разрушают самые известные и устоявшиеся стереотипы. Стать участником проекта может каждый, прислав свой миф на электронный адрес: pressa-kfu@mail.ru. Ранее мы развенчали стереотипы о правилах применения средств защиты плодовых и овощных культур для безопасного урожая.