20 апреля 1832 года в России было проведено первое переливание крови: петербургский акушер Андрей Вольф перелил роженице, потерявшей большое количество крови, кровь ее мужа. Переливание прошло успешно, и женщина была спасена. После эксперимента прошло почти 200 лет, сегодня донорство развивается семимильными шагами, как и мифы о нем, которые только множатся. Самые известные из них обсудили эксперты Казанского федерального университета в научно-популярном проекте «Научный вердикт».
Напомним, что проект инициирован Департаментом по информационной политике КФУ. Каждую среду ученые вуза разрушают самые известные и устоявшиеся стереотипы. Прокомментировать очередную порцию мифов вызвались доцент кафедры гражданского права Юридического факультета Константин Егоров и старший преподаватель кафедры неотложной медицинской помощи и симуляционной медицины Института фундаментальной медицины и биологии, заместитель председателя Татарстанского регионального отделения Российского Красного Креста Андрей Анисимов.
Миф № 1. Во время кроводачи можно заразиться инфекциями и заболеваниями, передающимися через кровь.
Донорство – благородная миссия, спасающая жизни, но, к сожалению, некоторые люди до сих пор не решаются сдавать кровь, думая, что это опасно. Заблуждение имеет исторические корни, считает преподаватель ИФМиБ.
«Миф связан с тем, что в давние времена медицинский инструментарий был многоразовый, его стерилизовали, но это не всегда хорошо получалось. Именно поэтому через многоразовое использование инструментов возможно было заразиться заболеваниями, которые передаются через кровь, в том числе гепатитом, такое случалось. Сегодня весь инструментарий одноразовый, а значит, стерильный. Он индивидуальный и предназначен только для одного пациента, поэтому ни при переливании, ни при пересадке органов заразиться нереально», – развенчал популярный миф Анисимов.
Закон предусмотрел гарантии, как специальные – при донорстве, так и общие, которые действуют на всех пациентов в случае причинения вреда здоровью, сообщил К. Егоров.
«Что касается специальных гарантий, в законе содержится обязательное требование – страхование за счет службы крови на случай заражения, в том числе себестоимости сдачи крови. Если вдруг будет какое-то заражение, то, конечно же, страховая компания должна компенсировать не только лечение, но и убытки, эти суммы заранее определены, они предусмотрены договором страхования, с которым знакомят до кроводачи. Более того, у донора есть право на бесплатное медицинское обследование как до, так и после процедуры, – сообщил эксперт юрфака КФУ. – В гражданском праве есть принцип, согласно которому, если вам причинен вред каким-то человеком в период исполнения им служебных обязанностей, то есть работником, то ответственность всегда на его работодателе – в данном случае медицинской организации. Более того, если она входит в муниципальную или государственную систему здравоохранения и у нее не хватит финансов ответить перед пострадавшим – возместить ущерб здоровью и расходы на лечение, проведение медэкспертизы, социальную и профессиональную реабилитацию, то ответит еще и бюджет соответствующего публичного образования, например города».
Миф № 2. Доноры – это, как правило, люди с редкой группой крови.
Доноры нужны всегда, каждый день, подчеркнул врач. Самые распространенные группы крови, например вторая положительная, подходят большему количеству пациентов – кровь расходуется при плановых операциях, травмах и родах. Кроме того, запасы донорской крови нужно регулярно пополнять.
«Иногда случайным образом складывается так, что люди с определенной группой крови сдают ее чаще, чем другие, поэтому наблюдать за потребностью в группах крови сегодня можно через так называемый донорский светофор – для этого достаточно зайти на сайт любого центра службы крови или центра переливания. Если вы в Казани, то это Республиканский центр крови на проспекте Победы или казанский филиал центра "Росплазма". Разным цветом отмечены те группы крови, которые сейчас в приоритете, то есть которых не хватает. Если цвет зеленый, значит, такая кровь на сегодня в достатке и потребности высокой нет. Если красный, то все горит синим пламенем и очень нужны доноры. Поэтому мой совет всегда – не смотреть на то, редкая у вас группа крови или нередкая, а следить за донорским светофором», – порекомендовал А. Анисимов.
Миф № 3. Жизнь после трансплантации неполноценна как у донора, так и у реципиента.
Эксперт КФУ с этой точкой зрения в корне не согласен. В настоящее время трансплантация, по словам ученого ИФМиБ, развивается стремительно, люди после пересадки органов возвращаются к нормальной жизни, проходят через полную медицинскую и социальную реабилитацию, они живут, работают, занимаются спортом, путешествуют и создают семьи.
«Безусловно, они должны будут принимать определенные препараты, регулярно обследоваться у докторов, но в целом это полная медико-социальная реабилитация для людей. Наш Центр органного донорства "Сила внутри" в прошлом году выступил партнером III Всероссийских трансплантационных игр для людей, перенесших пересадку органа. 250 спортсменов приехали в Казань и соревновались в футболе, бадминтоне, волейболе, теннисе, плавании, баскетболе, шахматах, дартсе, скандинавской ходьбе. Действительно, это такие Олимпийские игры для трансплант-спортсменов, которые лишний раз доказывают, что донорство – это не паллиатив, а шанс на новую, здоровую и счастливую жизнь», – разрушил стереотип зампредседателя Татарстанского отделения Российского Красного Креста.
Миф № 4. При пересадке трансплантата может возникнуть отторжение.
Анисимов объяснил, что отторжение возникает, когда собственный организм воспринимает пересаженный орган как чужеродный материал, что нормально с биологической точки зрения.
«Сегодня, учитывая современную иммуносупрессивную терапию и регулярные обследования, если наблюдаться у врача и вовремя сдавать анализы, то отторжение можно избежать. Сегодня показатель приживаемости органов очень высок. Поэтому это такая история, которая возможна, но сегодня очень хорошо контролируется при грамотном, ответственном подходе к своему здоровью», – подчеркнул преподаватель.
Миф № 5. К донорству допускаются молодые здоровые люди без вредных привычек.
Это, по мнению врача, и правда, и миф. В идеале донор – это человек, ведущий здоровый образ жизни, отметил старший преподаватель кафедры неотложной медицинской помощи и симуляционной медицины КФУ, но на сегодняшний день условия следующие: донором может стать любой здоровый человек от 18 лет, весом более 50 кг и не имеющий противопоказаний. Мужчины могут сдавать кровь не более 5 раз в год, женщины – не более 4. Между донациями крови должно пройти не менее 60 дней.
«Перед процедурой донации крови рекомендуется держать диету: исключить белок и жирную пищу в течение двух суток, есть фрукты и овощи, клетчатку и углеводы с целью "обезжирить" кровь, чтобы кроводача прошла благополучно. Также следует не пить кофе, не курить и не пить алкоголь – тоже за пару дней до процедуры, чтобы привести организм в стабильное состояние, – проинформировал А. Анисимов. – Если говорить про органное донорство, то доктора будут смотреть на анализы человека. Бывает так, что человек в возрасте 80 лет, к сожалению, умирает, но почки у него работали хорошо, то тогда его почка может быть использована как донорский орган. Каждый случай рассматривается отдельно».
Миф № 6. После переливания крови или пересадки костного мозга, органа реципиент не может познакомиться со своим донором.
Константин Егоров подчеркнул, что любое медицинское вмешательство, а также сам факт обращения за медицинской помощью являются конфиденциальными по умолчанию. Правило врачебной тайны закреплено в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и защищает право на анонимность как реципиента, так и донора. Общие правила распространяются и на донирование костного мозга, на сдачу крови и ее компонентов.
«Согласно общему правилу, пациент может дать согласие на то, чтобы раскрыли информацию его родственникам или другим лицам. Этот же принцип работает и для донора, и для реципиента. Первое правило гласит, что в любом случае раскрытие данных о том, кто был донором и реципиентом, возможно только с согласия обеих сторон. Второе, что закреплено внутри федерального регистра доноров костного мозга, – это то, что в течение двух лет данные не будут разглашены, даже если оба гражданина на это согласны. Такой режим конфиденциальности устанавливается по ряду оснований. Во-первых, это, конечно, безопасность. Донация может пройти не очень успешно, и пациенту потребуется вторая или третья пересадка костного мозга, и в этом случае федеральный регистр избегает прямых контактов, чтобы не было давления на донора. Во-вторых, это безвозмездность, чтобы со стороны реципиента не возникла идея коммерциализировать, например, повторную сдачу материала. В-третьих, важен психологический комфорт обеих сторон», – рассказал Центру медиакоммуникаций КФУ доцент Юридического факультета.
В завершение Анисимов подчеркнул, что в приоритете у врачей всегда жизнь пациента. Посмертная пересадка органов осуществляется после официального установления смерти и подтверждения невозможности восстановления функций головного мозга, а также с согласия родственников умершего.
Стать участником проекта может каждый, прислав свой миф на электронный адрес: pressa-kfu@mail.ru. Самые неоднозначные заблуждения развенчают ученые Казанского университета. Ранее эксперты вуза обсудили, правда ли, что плакать полезно, аллергия – это признак слабого иммунитета, а ботокс делает лицо неестественным.