В информационном агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция, посвященная современному состоянию и перспективам развития академической науки в Республике Татарстан.
На вопросы журналистов ответил академик Российской академии наук, руководитель Федерального исследовательского центра «Казанский научный центр Российской академии наук» Олег Синяшин.
Он напомнил о том, что 2021 год объявлен Президентом России Годом науки и технологий и отметил, что в республике запланировано более 200 мероприятий, которые будут проводиться в научных, образовательных и бизнес-структурах:
«Я выделю три основные задачи, которые ставятся перед этим годом. Это привлечение как можно большего количества талантливой молодежи в науку. Второе – фокусирование научной общественности, ученых на тех научно-технологических приоритетах, которые стоят сегодня перед Россией, перед Татарстаном. И третье – это, конечно, сделать понятной для общества роль науки в тех процессах, которые сегодня происходят».
Акцентируя внимание на необходимости привлечения молодежи в науку, он отметил, что для этого существует сегодня множество инструментов: кванториумы для детей, развитие направлений в рамках открытого Университета талантов, базовая школа РАН, профильные школы, которые созданы при ведущих вузах республики, такие как IT-лицей КФУ. Форм существует много. Главное, подчеркнул О.Синяшин, – правильно выстроить цепочку «школьник-студент-аспирант-научный сотрудник».
«Недавно Академия наук провела анализ и сделала вывод, что формирование исследователя на 60 процентов происходит в начальной школе, процентов 20 – это средняя школа, остальное – вузы», – проинформировал академик и добавил, что задача ведущих университетов – начать формирование ученого нового поколения уже в школе.
Что касается большой науки, то она делается в основном в научных школах, которые сформировались в республике еще в XIX веке, сообщил ученый. По словам Олега Синяшина, важным инструментом поддержки фундаментальной науки республики являются гранты Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Среди вузов по количеству полученных грантов РНФ и РФФИ лидирует КФУ, отметил он.
Олег Герольдович рассказал также о том, как осуществляется взаимодействие КНЦ РАН и КФУ:
«Казанский научный центр генетически связан, в первую очередь, с Казанским федеральным университетом. Те школы, которые сегодня развиваются у нас в центре, начинали свое формирование, развитие в Казанском университете. Между нами такая генетическая связь есть, и те направления, которые есть сегодня в плане науки и образования, мы стараемся реализовывать вместе. Я приведу пример. Мы сегодня с Казанским федеральным университетом идем встречными векторами. Университет организует базовые кафедры по тем приоритетам, которые есть в университете. И мы стараемся готовить студентов именно в рамках этих базовых кафедр. С другой стороны – в рамках федерального университета создаются исследовательские лаборатории с той тематикой, которую предлагаем мы, где работают наши специалисты. Такими совместными структурами мы решаем задачи интеграции, которые у нас имеют место быть».
Говоря о перспективах развития академической науки в Республике Татарстан, он отметил два проекта, работа которых способна «добавить динамики в развитие научно-образовательного сектора»: НОЦ «Циркулярная экономика» (создан год назад) и Центр академической науки (существует пока только проект центра).
«Мы сегодня вышли в правительство, к президенту с проектом создания Центра академической науки на единой территориальной площадке, которая позволила бы объединить наилучший академический потенциал, научно-технический потенциал республики для решения научно-технологических задач, с одной стороны, с другой стороны – на ней можно было бы целенаправленно готовить молодые кадры для реализации технологических проектов, используя различные инструменты: стартапы, инжиниринговые центры, молодежные лаборатории», – сообщил О.Синяшин.
Подводя итог встрече, он отметил, что академическая наука Татарстана очень хорошо вписывается в международное научное сообщество и занимает там высокое положение. С одной стороны, это определяется уровнем проводимых в РТ исследований, а с другой – наличием целого ряда международных лабораторий, руководство которыми осуществляют ученые с мировым именем.