Новый дизайн проектов развития университетов 2.0 неоднократно прорабатывался на заседаниях Рабочей группы АГУ. Сегодня на Общее собрание членов Ассоциации "Глобальные университеты" был вынесен ряд решений, согласно которому предлагается поддержать стратегию формирования единой программы академического превосходства российских университетов «Russian Academic Excellence Program» с двумя треками: «Глобальная конкурентоспособность университетов» и «Конкурентоспособность опорных университетов». Новая программа будет ориентирована не только на решение глобальных проблем, но и на региональное развитие. Также предполагается изменение и показателей эффективности реализации данной программы.
Основная концепция и содержание треков подразумевают некую инвариантность, а участие вузов видится без учета филиалов и лишь в 1 подпрограмме.
Единым целеполаганием проекта является повышение конкурентоспособности российских университетов для усиления позиций российского высшего образования в мире, а также развития стратегических направлений экономики, социальной сферы страны и поддержки социально-экономического развития регионов.
Что касается трека «Глобальная конкурентоспособность», то здесь предлагается исключить из методики расчета целевого показателя рейтинг ARWU и считать среднее арифметическое только по рейтингам QS и THE.
В рамках реализации программы к 2024 году российская система высшего образования должна достигнуть не ниже 10 места в мире по присутствию университетов в топ-400 глобальных рейтингов высших учебных заведений. Это будет способствовать повышению их мировой конкурентоспособности.
Методика расчета показателей вузов-победителей не должна изменяться на протяжении всего периода реализации проекта.
Также обсуждалась возможность ротации вузов между двумя треками на основе ежегодной оценки результатов и рекомендаций Советов.
Казанский федеральный университет, в свою очередь, внес свои предложения по формированию общей стратегии развития данного проекта. По мнению руководства вуза, необходимо уточнить систему оценки эффективности, так как показатели результативности имеют ряд недостатков. Ключевой из них – они относительные. Учитывается доля контингента иностранных студентов, аспирантов, научных руководителей, ученых от общего числа учащихся и сотрудников вуза. В этой связи преимущество по этим показателям получают небольшие отраслевые вузы.
При этом университеты, вносящие значительный количественный вклад в национальное и региональное развитие, находятся в заведомо худшей ситуации. Например, абсолютный контингент иностранных обучающихся КФУ по всем формам подготовки сейчас превышает 9 600 человек. Это лучший показатель среди региональных вузов и топ-5 в целом по стране. Однако доля в общем контингенте за счет размеров вуза сравнительно скромная. По меркам текущего Проекта КФУ занимает 9 позицию. Поэтому предлагается взвесить действующие показатели результативности с поправкой на объемные количественные значения.
Также предлагалось ввести поправки, полностью исключающие возможный «конфликт интересов» в принятии решений Международным Советом.