С докладом на тему: «Педагогическое образование в Казанском федеральном университете: традиции и современные приоритеты» выступил сегодня и.о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский на пленарном заседании VIII Международного форума по педагогическому образованию IFTE-2022.
Мероприятие прошло на площадке КСК КФУ «УНИКС» при участии директора Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Елены Казаковой, ректора Казахского национального педагогического университета Дархана Билялова, доктора педагогических наук Дублинского университета, ассоциированного члена IFTE Конора Гелвина, директора Института психологии и образования КФУ Айдара Калимуллина и др. Вела заседание доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики ИПО КФУ, президент Российского общества Януша Корчака Роза Валеева.
Глава КФУ рассказал о нескольких моделях педагогического образования, реализующихся в современном мире и сформировавшихся в силу различных историко-культурных традиций, общественных отношений, уровня экономического развития, природно-географических и других факторов.
Дмитрий Таюрский отметил, что кризис традиционных подходов к подготовке учителей повлек за собой активный поиск путей решения назревших проблем.
«Не вызывает сомнений необходимость модернизации системы педагогического образования – задачи, последовательно решаемой в нашей стране на протяжении последних лет», - заявил и.о. ректора КФУ.
Таюрский озвучил ряд первоочередных шагов, которые необходимо сделать для решения актуальных проблем в области отечественного образования, подчеркнув при этом, что принцип единого образовательного пространства и унифицированных требований к профессиональной деятельности должен оставаться незыблемым, так как по сути является единственно верным решением в условиях огромной территории и природно-географического разнообразия нашей страны.
Он также предложил присмотреться к современной университетской модели педагогического образования, а точнее к той модели, которую предлагают сегодня не узкопрофильные вузы, а крупные университетские комплексы, обладающие значительным потенциалом для национальной системы подготовки учителей. По словам главы КФУ, такая модель не вступает в противоречие с традиционной, а лишь расширяет её, создавая больше возможностей для освоения учительской профессии, что крайне актуально в современных условиях.
На примере Казанского университета Дмитрий Таюрский показал, как работает данная модель подготовки учителей, позволяющая значительно усилить исследовательскую деятельность в области образования.
«Опираясь на отечественные традиции, изучая лучшие современные российские и международные практики, мы смогли создать достаточно устойчивую современную университетскую модель педагогического образования. Жесткий курс на интеграцию разнопрофильных вузов, объединившихся в составе КФУ, позволил нам селективно использовать их наиболее важные преимущества для подготовки учителей. Благодаря этому значительно возросла ресурсная база в условиях крупного университетского комплекса. В процесс подготовки учителей был вовлечен кадровый и лабораторный потенциал классического университета, значительно превосходивший возможности педагогических вузов, особенно в области естественных наук. При этом не были потеряны методическая и воспитательная составляющие, необходимые для всесторонней подготовки учителя наряду с фундаментальными знаниями. Нам удалось свести воедино все самые сильные стороны, которые так нужны для эффективной подготовки квалифицированных учителей», - пояснил глава КФУ.
Подтверждением его слов является тот факт, что Казанский федеральный университет на сегодняшний день является центром педагогического образования в регионе, входит в число 5 крупнейших центров подготовки учителей в России, обучая почти 11 тысяч студентов - будущих педагогов по всем уровням высшего образования и практически по всем предметным областям современной российской школы. Кроме того, КФУ - единственный среди российских вузов занимает высокие позиции по данному направлению во всех четырех международных рейтингах (RAEX, THE, QS, SCImago Institutions Rankings).
Таюрский добавил, что ученые-педагоги получили абсолютное доверие и всевозможную поддержку со стороны руководства университета при разработке собственных организационных и содержательных подходов к подготовке учителей. По его мнению, опыт КФУ позволяет решать не только ряд общих задач, стоящих перед педагогическим образованием, но и создавать механизмы воспроизводства талантливой молодежи, которая затем продолжает учиться в университетах России. И.о. ректора выразил искреннюю заинтересованность в дальнейшей модернизации этой сферы и надежду, что опыт Казанского университета будет востребован в масштабах всей страны.
В частности, Дмитрий Таюрский акцентировал внимание на формировании под руководством Российской академии образования, профильного ФУМО системы поддержки, мониторинга и сопровождения подготовки учителей в федеральных округах с опорой на ведущие университеты, реализующие программы педагогического образования, как на одном из путей решения проблем вовлеченности всех учебных заведений в процессы обновления, профессиональное научно-педагогическое сообщество, исследовательские проекты РАО, в систему партнерства и сотрудничества с коллегами.
«Это позволит создать внутри регионов тесное сетевое взаимодействие, обмен кадрами, цифровыми образовательными и информационными ресурсами, использовать современное оборудование и лаборатории в качестве центров коллективного пользования. Проводниками этой стратегии на региональном уровне могут стать как ведущие классические университеты, так и крупнейшие педагогические вузы», - резюмировал Таюрский, завершая свое выступление.