Исследовательский проект вуза по конструированию среды технической одаренности детей получит финансовую поддержку на реализацию в Татарстане.
В Казани в резиденции креативных индустрий «Штаб» прошла конференция «Золотой стандарт развития ребенка 2.0». Татарстанские и российские ученые представили исследования, направленные на совершенствование образовательной среды. Из 34 заявок команд экспертная комиссия отобрала 16 наиболее проработанных исследований, чьи результаты будут иметь практическое значение для помощи талантливой молодежи и среде ее развития.
Победители конкурса определялись на основе рейтинга по сумме баллов заочной и очной экспертизы. В номинации «Комплексные научно-методические разработки» третье место присвоено заявке «Проектирование многофакторной модели развития технической одаренности детей и молодежи» коллектива ученых Елабужского института КФУ. Авторами проекта выступили директор института Елена Мерзон, декан факультета психологии и педагогики Алексей Панфилов, доцент кафедры психологии Ольга Штерц, заведующая кафедрой общей инженерной подготовки Ольга Шатунова, а также Ирина Сибгатуллина, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и специальной психологии и педагогики ИРО РТ.
Директор международных программ образования, науки и культуры, профессор венского Института интеллектуальной интеграции Ирина Сибгатуллина отметила связи психологической диссинхронии и одаренности: «Существует стереотип об одаренности – будто талантливый человек проявляет выдающиеся показатели во всех сферах деятельности. Однако на практике психологи сталкиваются с одаренностью вкупе с диссинхронией: одни когнитивные процессы или отдельные способности развиты значительно лучше, чем остальные. Возникает вопрос – правильно ли мы ищем талантливую молодежь среди олимпиадников и участников проектных конкурсов? Вероятно, работая с более «скрытыми» людьми, мы сможем найти выдающиеся способности, которые помогут показать значительный результат в науке или творчестве».
О проекте Елабужского института КФУ рассказала Ольга Штерц: «Залогом успешного обучения техническому творчеству является раннее выявление технически одаренных детей, построение и реализация эффективной системы образования, нацеленной на развитие способностей детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. По данным анкетирования учителей, большинство из них сталкивается с проблемами выявления одаренности и определения индивидуальных особенностей учеников; в школах не достаточно развита система работы с такими детьми, отсутствуют эффективные методы и методики по поддержке талантов; возникают проблемы во взаимодействии с родителями. Наш проект позволит решить многие их этих вопросов. Планируется, что итогами реализации гранта станут конструирование и апробирование многофакторной социально-педагогической среды по развитию технической одаренности детей и молодежи, будут изданы сборник диагностических методик и учебно-методическое пособие для педагогов и родителей, пройдут тренинги и интеллектуально-образовательный коучинг. Проект тесно связан с приоритетным направлением вуза – САЕ «Учитель XXI века».
Ученые Елабужского института КФУ вместе с разработчиками других проектов, прошедшими отбор в научную школу в сфере управления талантами, войдут во Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК). Он направлен на решение комплекса научно-исследовательских задач, обеспечение Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива», государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2020 годы» и развитие профильной научной школы. За работой ВНИК будет следить Проектный офис – совет экспертов в области педагогики и психологии.
Команды ученых, ставшие финалистами по итогам конференции, получат финансовую поддержку своих исследований, возможность внедрить свои разработки в систему работы с талантами в Татарстане и опубликовать результаты в научных периодических изданиях. Отметим, что из числа участников ВНИК формируется кадровый потенциал преподавателей в совместной магистратуре НГПУ и Университета Талантов «Управление талантами: потенциал и компетенции».