О том, что можно наблюдать на вечернем небе в наступившем году, рассказал профессор Института физики Казанского федерального университета, директор Астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта КФУ Юрий Нефедьев.
«В этом году произойдет два лунных и два солнечных затмения, однако не все их мы сможем наблюдать. Затмение Солнца 30 апреля мы не увидим, а вот 25 октября на европейской части будет наблюдаться частная фаза затмения: диск Солнца закроется Луной на 60 процентов. Первое лунное затмение произойдет 16 мая, в нашей местности его видно не будет, а что касается второго, которое произойдет 8 ноября, то будет наблюдаться полутеневая частная фаза», – сообщил Юрий Анатольевич.
Зрелищными, по словам астронома, обещают быть звездные дожди.
«В периоды прохождения Земли через метеорные потоки Леониды, Ориониды, Лириды и Квадрантиды можно будет наблюдать красивые звездопады. Дело в том, что облака метеорной пыли находятся на траектории движения Земли вокруг Солнца, но каждый год они несколько сдвигаются по орбите, поэтому количество метеорных частиц, влетающих в атмосферу и сгорающих в ней, в разные годы бывает разным. В этом году их будет достаточно много», – объяснил профессор.
Он отметил, что научная группа, которой он руководит, занимается изучением метеорных потоков Лириды и Квадрантиды; в минувшем году опубликовано несколько интересных научных статей, посвященных генетическим связям этих потоков с их родительскими телами – кометами.
«Что касается самих комет, то их в 2022 году ожидается восемь. Эти кометы будут пролетать относительно близко от Земли, их блеск будет ярче 10-й звездной величины, поэтому представится возможность наблюдать их в телескоп. Одну из этих восьми комет, она называется Хонда, мы сейчас изучаем. В 2021 году опубликованы наши научные статьи о предыдущих ее появлениях», – поделился Ю. Нефедьев.
По словам ученого, нельзя исключать, что в нашу Солнечную систему могут залететь кометы или астероиды, о которых астрономам пока ничего не известно.
«Что касается астероидов, то в начале года можно будет наблюдать Цереру, в августе – Весту, но только с помощью телескопа», – подчеркнул доктор физико-математических наук.
Юрий Нефедьев также разъяснил, когда какую из планет Солнечной системы лучше наблюдать.
«В первой половине года во всей красе предстанет Венера, 20 марта она максимально высоко поднимется над горизонтом. Эта планета будет видна как самая яркая звезда западной части небесной сферы, – рассказывает директор обсерватории. – Марс можно будет наблюдать в южной части небосвода во второй половине года. В декабре он будет находиться в противостоянии с Солнцем. Юпитер хорошо будет виден в сентябре в южной полусфере, а Сатурн – в августе, там же. Он будет находиться в противостоянии с Солнцем. Все эти планеты представится возможность наблюдать невооруженным глазом. А вот Нептун находится очень далеко, его можно будет увидеть только с помощью телескопа. Что касается Меркурия, то его наблюдать достаточно сложно, эту планету называют неуловимой из-за того, что она зачастую прячется в лучах Солнца и не отходит далеко от него».
Завершая свой рассказ, Юрий Анатольевич заметил, что хотел бы напомнить об очень важном событии – запуске космического аппарата к Луне.
«Российских роверов на Луне не было с 1976 года, и вот, наконец-то, в июне 2022 года, после долгих переносов, планируется осуществить лунную миссию, – говорит ученый. – Задача аппарата "Луна 25" (или "Луна-Глоб") – мягкая посадка на поверхность Луны. Для этого требуется точное координатно-временное обеспечение. Научная группа под моим руководством занимается этой проблемой в рамках проекта "Создание динамической имитационной селенографической модели с учетом параметров внутреннего строения Луны на основе методов космической геодезии, планетологии и многопараметрического анализа", поддержанного грантом РНФ. Хочу отметить, что без знания параметров физической либрации Луны ни о каком координатно-временном обеспечении на Луне говорить не приходится. Мы построили теорию физической либрации Луны и разработали программное обеспечение для привязки объектов на поверхности естественного спутника Земли. Также мы занимаемся проблемами нахождения опорных объектов на Луне, к которым можно "привязаться" космическому аппарату, чтобы определить свои точные координаты, строим цифровые карты поверхности Луны».