Создание климатического оружия, которое можно было бы направить против России, невозможно в принципе, убежден профессор кафедры метеорологии, климатологии и экологии атмосферы КФУ, ведущий научный сотрудник Института физики атмосферы имени А.М.Обухова РАН, профессор РАН Алексей Елисеев. Эту позицию он изложил в четверг в Москве во время работы круглого стола, посвященного погодным аномалиям лета 2017 года, которые охватили, в том числе и Поволжье, и связанным с ними рисками.
В работе круглого стола в редакции «МК» также приняли участие главный специалист Гидрометцентра РФ Марина Макарова, начальник Департамента оперативного управления МЧС РФ, генерал-майор Анатолий Елизаров, директор Института актуальной экономики Никита Исаев и другие специалисты.
Во время круглого стола журналисты поинтересовались у Алексея Елисеева — связано ли холодное и дождливое лето и множество погодных аномалий с возможным применением против России климатического оружия. Такой вопрос, по всей видимости, был вызван недавним выступлением сенатора от Брянской области Екатерины Лаховой, которая заявила, что установившаяся повсеместно в России плохая погода — следствие использования климатического оружия.
«Это, конечно, полная чушь. Иначе я это назвать не могу. Даже ядерный заряд не достигает такой энергетики, как циклон. Я думаю, что создание климатического оружия невозможно в принципе, потому что существует хорошо знакомое любому специалисту понятие общей циркуляции атмосферы. Невозможно поменять климат в каком-то регионе, одновременно не поменяв его в других регионах», — убежден ученый.
Соответственно, климатическое оружие будет обоюдоострым — если его и создадут, то оно будет направлено не только против того, против кого оно применяется, но и против тех, кто его применяет.
Ученый рассказал в разговоре с корреспондентом Единого информационно-издательского центра КФУ, что климатическое оружие невозможно сделать даже технически. «Мы научились засеивать облака и вызывать дождь, скажем, не над крупными населенными пунктами, а над малозаселенными. Это все, что научились делать люди в этой области. Так что я думаю, что задача с климатическим оружием не подъемна и к тому же бессмысленна», — уверен он.
Алексей Елисеев также отметил, что за последние 40 лет среднегодовая температура в России выросла на 2,5 градуса, что, в первую очередь, связано с антропогенными факторами (влиянием деятельности человека на природу), прежде всего, сжиганием ископаемого топлива. Эти показатели в несколько раз превышают мировые за тот же период — 0,7-0,8 градуса. По мнению собеседника, экстремальные погодные явления чаще всего проявляются именно при потеплении климата, когда увеличивается общая масса водяного пара в атмосфере. Это придает дополнительную энергетику всем погодным процессам.
Профессор КФУ также обратил внимание на региональную взаимосвязанность погодных аномалий. Их характерный размер — 1000 км по горизонтали и несколько суток по времени.
«Холодный май в средней полосе части России сопровождался достаточно теплой аномалией в азиатской ее части, — подтверждает он свои слова примерами из жизни. — Это явление было еще более характерным в апреле, когда в европейской части России было холоднее, чем норма, а в Сибири была теплая аномалия. В средней полосе России был очень теплый март — температура воздуха была на 4 градуса выше средней климатической нормы, а в азиатской части на 6 с лишним. Неудивительно, что май получился с отрицательной аномалией температуры».
По мнению Алексея Елисеева, учитывая, что половина лета уже прошла, а тепло только-только пожаловало на территорию России, скорее всего, средние температуры нынешнего лета в целом будут ниже климатической нормы.
«Уже сейчас мы имеем достаточно серьезную холодную аномалию на 1 градус с лишним, — отметил он. — Даже если в августе мы вернемся к климатической норме, за три летних месяца, скорее всего, мы будем иметь холодную аномалию».
Однако прогноз, теплым ли будет август, профессор делать не взялся — погодные процессы качественно прогнозируются лишь на 7-10 дней.