30 апреля состоялась первая прямая линия с ректором Казанского федерального университета Ильшатом Рафкатовичем Гафуровым. Проводилась она из студии студенческого телеканала КФУ «Универ ТВ». Транслировалась на площадках YouTube, во «ВКонтакте», в Twitch, на сайте Казанского федерального университета. За два часа трансляции всего зафиксировано со всех площадок суммарно около 5000 уникальных посетителей, одномоментный пик составил 1100 человек. Всего поступило около 1000 сообщений. Вопросы поступали от студентов, преподавателей, родителей, абитуриентов, представителей СМИ.
Жизнь в период дистанта
Мы в целом готовились перейти к цифровому университету, и шла плановая закупка оборудования, готовились онлайн-программы, но в течение буквально трех-четырех дней, сразу же после введения ограничений, университет в целом перешел на организацию всего учебного процесса в дистанционном режиме, используя (в основном, конечно) платформу Microsoft Teams, которая доказала свою работоспособность.
Что касается обеспечения продуктами питания, здесь нами была проведена большая работа, и я очень хочу поблагодарить наших попечителей, наших спонсоров, которые отозвались на мое обращение. Мы еженедельно раздаем продуктовые наборы обучающимся, причем это не только продуктовые наборы, это и средства личной гигиены, и все, что необходимо человеку для жизни.
Я не хотел бы сегодня озвучивать, кто сколько выделил на это денежных средств. Мы отказались от ресурсов финансовых, а получаем на склады, в основном, наборы продуктовые. Есть крупные организации, например, с первого же дня поддержала группа компаний «Нафис». Сейчас мы провели переговоры с группой компаний «ТАИФ», они тоже отозвались. И много разных компаний, начиная от Ак Барс Банка и заканчивая предприятиями «Татэнерго». Это и главы администраций, мои родные районы(как я сейчас уже говорю) - откуда я выбирался депутатом: это Апастово, Тетюши, Кайбицы, Тукаевский район, Елабужский, Менделеевский, Агрызский и, конечно же, Мамадышский районы. Главы поставляют через хозяйства продуктовые наборы. В основном это картошка, разные крупы – в общем, все то, что нужно сегодня для того, чтобы обеспечить всем необходимым людей, проживающих в общежитии.
Я присоединяюсь к благодарностям, поступающим от студентов, их родителей и хочу переадресовать их тем людям, которые нам оказывают содействие. Более того, хочу сказать, что есть поручение Президента нашей республики Рустама Нургалиевича, чтобы студенты нашего университета были включены в список и за счет фонда республики также начали получать поддержку. Апрель прошел, сейчас ограничения включены до 11 мая; я думаю, студенты вплоть до окончания все-таки будут обучаться в режиме дистанционном. И в принципе мы сегодня, я именно употребляю это слово, заготавливаем наборы на весь май. В мае это будет продолжено в таком же режиме, еженедельно.
Мы готовы оказывать поддержку и тем, кто живет на съемных квартирах. Для этого надо просто обратиться в студенческую профсоюзную организацию (там Юлия Виноградова у нас возглавляет) и Департамент молодежной политики. И никаких вопросов не будет. Более того, хочу сказать, что мы уже сегодня эти продуктовые наборы поставляем тем, кто живет на съемных квартирах.
Если говорить о мерах социальной поддержки, мы сегодня, в ежедневном режиме, мониторим здоровье наших студентов, где бы они ни находились - и в Деревне Универсиады, и других наших общежитиях, и тех, кто проживает на дому. У нас в ежедневном формате имеется информация о состоянии здоровья всех наших студентов и, в том числе, сотрудников. По необходимости мы оказываем им, в том числе, и медицинскую поддержку.
Почему КФУ - системообразующая организация
Казанский федеральный университет – это огромная организация, где работает порядка 10 тысяч человек, это работодатель достаточно большой; и, в то же время, мы не только обеспечиваем работой большое количество людей, у нас обучается порядка 50 тысяч студентов, причем более 9 600 у нас иностранных студентов из 106 стран мира; и мы, в то же время, как любая организация, являемся налогоплательщиками, мы во все уровни бюджета - налоговые, неналоговые платежи осуществляем в сумме более 2 млрд 300 млн в год, по итогам 2019 года. Должен сказать, из них более 839 млн - в консолидированный бюджет нашей республики. Это наш существенный вклад; соответственно, по всем параметрам мы подходим под статус системообразующей организации либо предприятия – как угодно можно назвать. Мы являемся, конечно, автономной организацией, но, тем не менее, мы по всем критериям подходим, и Президентом республики дано поручение Министерству экономики нашей республики, конкретно министру Мидхату Рафкатовичу Шагиахметову, который возглавляет и рабочую группу, по выработке решений работы в этих условиях. Министру образования и науки Республики Татарстан Рафису Тимерхановичу Бурганову вместе с университетом поручено разработать программу мер, которые бы смягчили ситуацию, что сейчас имеется. Ведь программа подразумевает поддержку не только самого университета, но и меры поддержки наших выпускников. Это молодые, активные люди, которые должны найти работу. С учетом тех сокращений, которые сегодня происходят во многих организациях (и еще неизвестно, как будут развиваться события), мы заранее, как говорится, хотим разработать разные сценарии развития, в том числе и для нашего университета.
Для нас, в том числе, это в определенной степени и исследовательская работа – тем самым мы выработаем рекомендации в случае кризисных или повторения кризисных явлений в будущем. Поэтому мы готовим и образовательные наши программы таким образом, чтобы мы могли достаточно долго работать в этом режиме. И я благодарен нашим преподавателям, всем тем, кто работает в нашем университете, прежде всего, за понимание, поскольку они отдают себе отчет, что устойчивое развитие университета – это, в том числе, и сохранение рабочих мест в университете; а значит, каждый соизмеряет с собой; и 10 тысяч человек – они будут получать достойную заработную плату, генерировать ее и, в то же время, генерировать налоги.
У нас есть информация, что и федеральное Министерство науки и высшего образования обратилось к руководству страны, премьер-министру с вопросами о включении системообразующих высших учебных заведений и научных учреждений в общую российскую программу и о выработке мер поддержки. Потому что учебные заведения, научные учреждения – это такие организации, которые не потеряют бюджетную устойчивость мгновенно, но потом, потеряв, будут достаточно долго его наращивать. Мы это имели уже в 90-е годы, когда потеряли научную элиту; и, по большому счету, это отражается еще по сегодняшний день. И только меры огромной поддержки государства за последние годы, выработка разного рода программ поддержки университета - в том числе, кстати, программа 5-100, она способствовала возврату, прежде всего, молодых людей в лоно науки. И я очень рад, что сегодня таковых достаточно много в нашем университете, средний возраст все-таки 39 лет. Это хороший возраст, самый работоспособный возраст.
Хочу тоже сказать, что мы также отрабатываем с республикой программу трудоустройства наших выпускников и наших студентов в период их обучения. Не секрет, что материальное положение многих ухудшилось в связи с тем, что студенты потеряли работу в период ограничений и дополнительный приработок - это сразу сказалось на доходной части, это сразу сказалось и на платежах за обучение. Поэтому мы освободили их от платежей за общежитие за апрель, включив туда и коммунальные услуги, то есть в полном объеме за апрель никто не платил за проживание, хотя университет недополучил примерно 7 млн рублей. Все те, кто сегодня на выпускных курсах, получат обратно эти ресурсы; тем, кто переходит на следующие курсы, будет зачтена эта сумма на последующем; тем, кто обучается на коммерческих условиях, мы можем зачесть сумму оплаты за обучение либо вернуть. Эта работа будет сделана, никаких сомнений у меня в этом нет.
Почему нельзя отменить государственный итоговый экзамен
Государственная итоговая аттестация, по действующим образовательным стандартам, делится на две части: первая – это, прежде всего, дипломная выпускная работа выпускников и вторая – это государственный экзамен. Сегодня мы работаем, еще раз хочу акцентировать на этом внимание, по государственным образовательным стандартам. В ряде случаев государственный образовательный стандарт позволяет вводить дополнительные экзамены. В ряде случаев он обязует эти экзамены проводить, и мы обязаны (их – прим.ред.) провести, чтобы потом никто не ставил под сомнение ликвидность выданного диплома. Пройдет определенное время, могут сказать: «Вы получили диплом государственного образца, но в то же время ваши выпускники не сдавали государственный экзамен».
Другой вопрос, как его проводить. Конечно, эти экзамены будут проводиться в дистанционном режиме. Техническая возможность есть. На сегодняшний день мы мониторим наши организованные образовательные программы; хочу сказать, мы даже знаем, кто как активно участвует. Всех, кто работает на платформе Microsoft Teams, мы сегодня мониторим, даже включенность студентов в образовательный процесс. Другой вопрос, бывают какие-то технические сбои, связанные с интернетом: может, кто-то из других регионов выходит на связь, на его территории интернет не так хорошо работает. Но это вопросы решаемые. И здесь будут подходить в индивидуальном порядке. Только хочу сказать, что в обязательном порядке там, где предусмотрено госстандартом, – экзамены должны быть.
Все перейдем в онлайн?
Сразу хочу сказать, что все в дистант не уйдет. Это однозначно. Потому что то, что сейчас происходит, нельзя назвать полноценным онлайн-образованием. Все-таки сегодня дистанционное – вынужденное образование, поскольку у нас занятия идут по программе, по расписанию, выходят в одно и то же время. И это, конечно, очень неудобно для наших коллег, студентов, которые проживают в других регионах, где есть временной лаг (то есть разница во времени). У нас же ряд студентов из Китая тоже включаются, поэтому нормальное образование все-таки подразумевает переход на такую индивидуальную траекторию образования, что способствует увеличению свободного времени студентов и получению знаний из разных источников. Мы специально, для разработки новых технологий в образовании, разработали Институт перспективных образовательных технологий, пригласили директором института заместителя директора Института управления, экономики и финансов КФУ Светлану Николаевну Котенкову, которая сегодня формирует коллектив и вместе со всеми нами будет внедрять новые технологии. Достаточно много сегодня уже разработанных (технологий – прим.ред.), но их нужно адаптировать под наши реалии и к нашим возможностям, прежде всего.
Мы заключили соглашение со многими поставщиками оборудования, в том числе и онлайн-программ, и сегодня будем формировать базу, или (сейчас модное слово) депозитарий, всех этих программ. Каждый студент сумеет выбрать в последующем то, что ему больше нравится. Мы также пересмотрим наши образовательные программы; они, наверное, в большей степени будут ориентированы под новые, прорывные направления. Будут внесены корректировки вообще во все образовательные программы - конечно, в пределах тех направлений подготовки, которыми мы пользуемся. Здесь не только цифровые технологии, это и нанотехнологии, и все новое для полноценной реализации национальных проектов.
В принципе, объявленные национальные проекты ориентированы на вовлеченность студентов со студенческой скамьи. И они должны, конечно же, после окончания иметь такие компетенции, чтобы включиться сразу же в процесс реализации, чтобы минимизировать время переподготовки. Поэтому, конечно же, будет пересмотрена и скорость интернета, и много, наверное, произойдет изменений в академическом сообществе.
Вот те вопросы, которые мы сейчас обсуждаем, касаются не только высшей школы, но и СПО, начальной школы, образовательного пространства в целом. Но, хочу сказать, что мы оказались достаточно подготовлены к этому переходу.
То, что происходит в связи с пандемией, подтолкнуло академическое сообщество моментально перейти к этому режиму; и вот весь этот процесс, в том числе и обсуждение, ускорился, и сразу приняты необходимые решения. Более того, эти вопросы практически еженедельно, по разным направлениям обсуждаем с ведущими вузами России.
А как быть с общежитиями?
Мы заранее объявили всем нашим студентам, что никто никого не гонит из общежитий. Вот у нас в Деревне Универсиады емкость общежития порядка 15 тысяч, в Елабуге и Набережных Челнах, конечно, меньше, там 1500 человек. В основном сегодня остались только из удаленных территорий и иностранные студенты. При этом иностранным студентам то ли родители, то ли консульства рекомендовали вернуться к себе на родину; и очень много случаев, когда они доехали до Москвы, а вылететь на родину не могут. Вопрос: а им возвращаться куда? Они могут вернуться, никаких проблем нет, но у нас на территории действует определенный регламент: две недели они должны быть в обсервации. Для этого мы подготовили специальное общежитие. В любом случае наши студенты будут находиться две недели под наблюдением врачей. Более того, это касается и наших медработников, которые работают в нашей клинике, - им выделили отдельное общежитие, поскольку в больницу приходят разные пациенты, и как только у кого-то из них выявляют COVID, сразу же выявляются контактные лица и изолируются. Это нормальное явление в целях сохранения людей.
На сегодняшний день несколько наших студентов, к большому сожалению (я употребляю это слово), застряли в аэропорту в Москве. Поэтому мы убедительно рекомендуем – я, как ректор, и мы в целом, преподавательский корпус, особенно в период окончания семестра - не делать никаких глупостей, а остаться здесь и завершить учебный процесс. Он для выпускников завершится в конце июня; для тех, кто переходит на другие курсы, - в середине июня. Мы разрабатывали отдельную программу по трудоустройству даже в режиме самоизоляции.
Заселение в новом учебном году
Мы стараемся иногородних первокурсников на 100% обеспечить местами в общежитии. Всеми остальными занимается студенческое самоуправление, они выработали специальные регламенты и сами утвердили (их - прим.ред.). То же самое, кстати, с переводом с коммерческого вида обучения на бюджетное: они принимают решение, все это публикуют на сайте в открытом режиме. Мы стараемся разработать такие регламенты в университете, чтобы субъективное мнение не преобладало. Желательно, чтобы его вообще не было.
Работа с иностранными студентами
Поступил вопрос по набору студентов по линии Россотрудничества. В частности, студенты Таджикистана интересуются, возможно ли онлайн-тестирование для поступления, например, на базе представительств.
Если разговор идет о представительстве Россотрудничества, - да, возможно, только после снятия карантина, который у них тоже объявлен, насколько я помню, до 10 мая и может быть продлен. Как только снимут ограничения, мы готовы (и это делали в предыдущие годы) на любых подготовленных площадках проводить. Нужен хороший интернет для системы прокторинга - это программа распознавания лиц, чтобы сдавали экзамены именно те люди, которые заявлены и те, кто будет учиться, а не какие-то другие вместо них.
Да, возможно и сегодня, как только откроется у нас набор, приемная кампания, делать из дома; у кого хороший интернет - никаких проблем нет. Были годы, когда выезжали преподаватели специально организованной комиссией и принимали экзамены, но в прошлом году мы оттестировали систему онлайн-приемов и опыт показал, что система достаточно хорошо работает. Еще хочу повторить, нужен хороший интернет.
Мы и в Худжанде переговорили с рядом школ (в Худжанде есть специальная частная школа, которая готова нам предоставить такую площадку), и в Душанбе есть университеты, которые предоставляют нам площадку, в частности в Узбекистане это главный университет.
Благодарность за помощь
Луиза Лопес из Колумбии: «Я хотела бы поблагодарить университет за поддержку, которую оказали колумбийской студентке Валерии Люси Гереро, которая в данный момент должна отправиться в Колумбию, чтобы начать лечение со своей семьей. Спасибо за вашу человечность, за то, что вы не отменили учебу Валерии, и за помощь, которую вы оказали прямо сейчас».
Валерия – студентка Института фундаментальной медицины и биологии КФУ. Она готовится быть врачом; но сложилось так, что заболела, и подтвердилась онкология. И здесь не столько мне благодарность, сколько директору института и коллегам моим из ИФМиБ - за то, что они организовали все консультации; мы готовы были профинансировать ее лечение в нашем онкоцентре. Лечение должно было начаться уже после 15 мая. Причем в качестве спонсоров мы и выступили - директора институтов и ректорат, преподаватели. Она обратилась к президенту Колумбии, и это вызвало такой большой резонанс в Колумбии, что посольство организовало ее отправку домой. При этом наши врачи связались и проконсультировались с коллегами и родственниками, описали наше видение курса лечения. По предварительным прогнозам, химиотерапия должна привести к хорошим результатам.
О финансовой поддержке
У нас все выплаты (и по стипендиям) осуществляются вовремя, никаких проблем нет. Более того, мы и заработную плату, которую должны были в мае выдавать, выдали сегодня – заранее, с учетом нерабочих дней и режима самоизоляции. Как единовременная помощь – всех освободили, нуждающихся и не нуждающихся в поддержке студентов, от платы за коммунальные услуги в общежитии и в целом за проживание в общежитии. Почему на этом акцентирую внимание - потому что сегодня у нас есть ряд студентов (их не так много, примерно 30 человек), которые отказываются от поддержки в виде продуктовых наборов, и я за это тоже очень им благодарен. Они говорят: «Спасибо, но у нас есть возможность, и мы не испытываем каких-либо проблем, отдайте наши продуктовые наборы тем, кто особо нуждается». Соответственно, кто-то нуждается, кто-то нет; кто-то живет с родителями, у кого-то доход хороший, у кого-то не очень. Поэтому когда обращаются родители, мы тоже эту поддержку осуществляем.
Более того, оказалось, что у нас примерно 38 детей, обучающихся в IT-лицее, тоже нуждаются в поддержке, хотя они уехали к себе домой и живут с родителями. Мы сейчас отрабатываем с республиканскими организациями (прежде всего с Минобрнауки РТ) меры по их поддержке. Почему говорю, что с Министерством образования и науки, потому что оно определено руководством республики центром ответственности за поддержку детей и их семей, обучающихся в школах. Но нам тяжелее это сделать, потому что кто-то в Бугульме живет, кто-то в Арске, кто-то в Балтасях, и мы не можем развозить. Делается это централизованно через Управление образования. Но еще раз хочу сказать, это, конечно же, будет адресной поддержкой. Точно так же, как и для сотрудников.
Поддержка вузом школ
Было обращение министра образования и науки РТ (когда мы проводили Совет ректоров с его участием), что у многих детишек не хватает гаджетов, необходимых для организации дистанционного образования. Тогда я обратился к коллегам, и мы от имени университета - это не бюджетные средства вуза, я сразу хочу сказать, чтобы быть правильно понятым, - передали министерству 55 гаджетов. КАИ, КХТИ – в общем, все университеты подключились. Это небольшая поддержка нуждающимся школьникам.
В то же время хочу сказать, что мы сегодня находимся на стадии формирования на площадке нашего университета центра компетенции (центра превосходства) компании Microsoft. Мы отработали с компанией организацию дистанционного образования на платформе Microsoft Teams и сегодня готовы оказывать содействие в такой организации школьным учителям. Через систему переподготовки и прямой помощи мы в полном объеме отработали эту систему на площадке нашего IT-лицея. Мы имеем два топовых лицея. На самом деле они таковыми стали, работая в составе Казанского университета. Достаточно большое количество олимпиадников в разных предметных областях – это как раз наши лицеисты.
Есть политическое решение сегодня - и я за это благодарен руководству республики, за передачу школы в городе Елабуга в состав Казанского федерального университета; поскольку там есть наш институт, наши подразделения, которые полностью сфокусированы на подготовке педагогических кадров. Мы хотим попробовать все-таки не в формате лицея, а в формате обычной школы отработать все наши технологии. Мы уже сегодня закупаем оборудование для этой школы и, как только его передадут, готовы там все установить.
Я очень рад, что поддержали главы администрации инициативу (и мою инициативу) о том, чтобы провести капитальный ремонт этой школы до момента ее передачи. Я в Елабуге проработал 12 лет и знаю, в каком состоянии эта школа находится - как конструктивно, так и содержательно. Пройдет определенное время, и мы с вами сможем подвести итоги нашей работы. Это же не только для нас; отработав эти технологии на площадках наших лицеев и этой будущей школы, мы сможем масштабировать их на площадки других школ.
Сколько сейчас бюджетных мест и когда их увеличат согласно предложению президента России?
На этот год - 5330, в прошлом году было 5600, но я могу чуть-чуть ошибаться. То, что президент страны озвучил, будет реализовано в 2021 году. Там говорилось о приоритетных направлениях, прежде всего. Я думаю, с учетом наших сегодняшних реалий, наверное, будут увеличены места на лечебное дело, то есть для медиков. Для нас тоже, поскольку мы имеем Институт фундаментальной медицины и готовим будущих медицинских работников. И на подготовку педагогов, инженеров, то есть по всем тем, приоритетным направлениям, которые необходимы для реализации наших нацпроектов. Уже с этого года пересмотрено количество целевых мест. Целевые места – это места, куда направляет соответствующие министерства и те или иные наши учреждения, в общем, работодатели. Мы уже и в предыдущие годы с республикой договаривались и увеличили количество целевых мест на подготовку учительских кадров. Республика своих целевиков поддерживала и оказывала выплаты в размере до 15 тысяч рублей ежемесячно - при хорошей учебе, конечно.
Аттестации и диссоветы
Можно ли проходить аттестацию тем, у кого подходят сроки? Я думаю, аттестацию мы проведем в онлайн-режиме и под это дело сегодня подготовили специальную программу, которая дает возможность осуществлять тайные голосования, поскольку при аттестации члены ученого совета университета голосуют тайно. А аттестационная комиссия проходит без тайного голосования, здесь проблем нет. Не хотелось бы, чтобы в отпуска уходили с какими-то долгами. У кого сроки подходят, соответствующая работа будет проведена, и люди уйдут своевременно, решив все свои, в том числе и личные, проблемы. Понимаете, время пройдет, и начнут задавать вопросы: а почему у вас срок прошел, а вы вот аттестацию получили через месяц, через два?
Другой вопрос, связанный с защитой диссертации, - диссертационные советы перенесены на середину сентября. Тоже чтобы не возникло вопросов, связанных с необходимостью приезда оппонентов. Наши многие регламентные документы оформлены таким образом, чтобы оппонент, хотя бы один из двух, присутствовал во время защиты. У нас и так все диссертационные советы работали в онлайн-режиме, то есть вся диссертация транслировалась в реальном времени и была доступна для всех, кто желал посмотреть, как проходит процедура защиты диссертационной работы и как отвечает на вопросы соискатель.
Зарплата, отпускные и премии
У нас есть обязательства по выполнению указа президента нашей страны Владимира Путина. И этот указ будет выполнен. Все обязательства университета будут выполнены. Возможен перенос выплаты премии на другой срок, хотя мы сегодня все доплаты за научную работу, за дополнительную работу осуществляем своевременно. У нас был ряд премий, которые мы к праздникам выплачивали, ко дню рождения университета. Их выплату мы перенесем, хотя в этом году премии между 23 февраля и 8 марта мы выплатили. До дня рождения университета срок еще есть. Я уже сказал, что все надбавки, доплаты за научные достижения, за иные работы, за результаты, за эффективность будут осуществляться своевременно.
Самое главное, что я могу сказать: мы сформировали подушку безопасности, чтобы коллеги получили выходные, отпускные пособия.
Стоимость обучения
Все цены и стоимость программ опубликованы на нашем сайте, дополнительного повышения какого-то не будет. И более того, мы не имеем на это права. Поэтому все суммы есть по каждому направлению подготовки.
Зачем КФУ столько иностранных студентов
Во-первых, мы являемся участниками проекта реализации программы экспорта российского образования. Здесь есть и финансовый аспект, и политический. Это так называемая «мягкая сила» - узнаваемость нашей страны, ее культуры, ее народа, ее отношения к другим народам. Это с одной стороны, с другой – это оценка наших образовательных программ и нашего университета. Мы говорим: раз наши образовательные программы востребованы, к нам приезжают, значит они неплохие, как минимум. Раз они, уехав от нас, находят себе применение и работу, значит, мы конкурентоспособны. Прежде всего наличие или отсутствие иностранных студентов показывает конкурентоспособность университета. Точно так же, как и показатель единого государственного экзамена, а может быть даже больше. Потому что те, кто поступают на бюджетные места, они все-таки поступают в своей стране на бюджетные места, выделенные государством. А здесь многие иностранцы голосуют рублем. Они голосуют ресурсами, которые зарабатывает их семья.
И еще один момент, на котором хочу акцентировать внимание - это все-таки выстраивание коммуникаций на будущие времена. Вместе с делегацией Республики Татарстан несколько лет назад я был на Кубе и видел, как встречают нашу делегацию бывшие выпускники Казанского (государственного тогда) университета. И какие были воспоминания, были только добрые слова, хотя все вспоминали те трудности, которые они испытывали, особенно зимой. Показывали фотографии, как они были одеты, но это добрые воспоминания. Точно так же как и студенты из Сирии, Ирака, Ирака, Турции. Более того, многие из них сегодня работают и в науке. Мы с ними поддерживаем связь, и наши нынешние студенты имеют возможность практиковаться на площадке тех учебных заведений, научных центров, которые расположены на территории этих стран. Это и ведущие страны – Германия, Япония. Поэтому я думаю, это большой задел на будущее.
Не «заморозят» ли текущие ремонты и стройработы
Все обязательства, которые мы имеем перед строителями или ремонтными бригадами, будут выполнены. Другое дело, расширения объема работ мы пока не планируем, до момента формирования полного виденья, куда мы идем. Главная наша задача сегодня - выполнить основные свои обязательства: это выплаты заработный платы, стипендии, начиная от государственной, завершая социальными. Обеспечить жизнедеятельность университета в целом и не допустить каких-то сбоев в его устойчивости, прежде всего финансовой. У нас немалые затраты уходят на нашу клинику, связанные с переходом на особый режим работы.
Сегодня у нас недостает кампусов для создания новых лабораторий - вот это главная проблема. Мы получили согласие начать проектировать два кампуса: для школы МВА (тоже находится на берегу Казанки) и дополнительный корпус в целом для университета, там будут размещены лаборатории для естественно-научного цикла и для IT-технологий.
Дипломы в открытом доступе
Неожиданно началась дискуссия вокруг этого вопроса. Мы всегда хотели сделать, как Черномырдин говорил, как лучше, а получилось как всегда. Вы знаете, что всегда были нарекания, что дипломы переписываются, курсовые, что где-то из архивов достается и дается. С учетом всех этих факторов были внесены дополнительные условия. Во-первых, до защиты и дипломных, и курсовых работ провести их оценку через специальную программу «Антиплагиат». И дальше стремились опубликовать результаты этой работы и разместить их на сайте в открытом доступе, что и было сделано. Говорить о том, что там имеется какая-то интеллектуальная собственность, я не могу, потому что эту интеллектуальную собственность нужно запатентовать. А почему в открытом доступе – чтобы и все другие посмотрели. Допустим, я экзаменатор или член комиссии, который хочет оценить работу, я прежде всего должен посмотреть через систему «Антиплагиат» и убедиться, что эта работа носит индивидуальный характер и принадлежит соискателю. В противном случае человек не защищает работу и не получает диплом. Точно так же должны поступить все другие вузы. Соответственно задается вопрос: зачем покупать эти работы? Были вопросы в ходе дискуссии, что нужно сделать какие-то защитные вещи, но в этом случае «Антиплагиат» не сможет работать. Если мы ее уберем из открытого доступа, то программа «Антиплагиат» работать не сможет. И, соответственно, никто не сможет понять, чья эта работа; и это сделает, наоборот, возможным продажу этих работ.
Конечно, поскольку эти дискуссии возникли, там говорят, что университет должен то сделать, другое сделать. Университет по закону ничего не должен делать, но тем не менее мы сегодня оформляем запрос в правоохранительные органы о законности работы этой платформы. Ведь они говорят: «Мы являемся платформой перепродажи, мы берем только комиссионные». Они просто врут. Возможно, мы не найдем авторов, поскольку робот по всем сайтам университета проходит, все работы собирает и размещает на этой площадке. Это тоже возможно. Но, в любом случае, поиск покажет авторов всех этих действий. Не дай бог это окажутся наши же студенты.
Здесь всегда возникает вопрос: а кто покупатель? Зачем нужно покупать эту работу? У нас же не только дипломные работы и магистерские диссертации. У нас же, по действующему законодательству, все диссертационные работы в открытом доступе. Это не проблема, с советских времен все наши диссертации хранились в Ленинской библиотеке. И по желанию люди могли прийти, взять эти работы и воспользоваться. Но я употребляю слово «воспользоваться» в хорошем смысле. То есть, работы должны иметь продолжение, но только надо найти смелость делать ссылку. Программа «Антиплагиат» как работает - если ссылки есть, то это не нарушение закона, самое главное, чтобы были ссылки. … Мы работы делаем, чтобы ими пользовались, но только их переписывать не надо, и выдавать за свою работу нельзя, надо все время делать ссылку.
Значит, исходя из этой дискуссии, которая развернулась, мы, наверное, сделаем электронный журнал выпускных квалификационных работ наших выпускников. Когда это будет закреплено в журнале как публикация, тогда это будет удобнее всем, кто пользуется этими работами, делать ссылки и так далее.
Поэтому те, кто покупают, делают это зря. Зачем покупать через эту платформу, если можно зайти на сайт университета и посмотреть? Сделать ссылку на авторов работы. Поблагодарить их за проделанную работу и, опираясь уже на ту базу исследовательскую, расширить эту работу. Если диссертация делается только для самого автора и закрывается в сундук, то такие работы не нужно делать. Мы тратим на это государственные деньги на обучение либо собственные, мы тратим время руководителей дипломных работ. Мы пользуемся государственным оборудованием, которое находится в стенах нашего университета. Соответственно эта работа должна быть достоянием всех.
Новый учебный год
Мы все-таки надеемся в обычном режиме начать процесс 1 сентября, в День знаний. Конечно, я не могу гарантировать это, но я надеюсь. В любом случае, учеба начнется 1 сентября. Посмотрим, как будут развиваться события. Я думаю, что и приемная комиссия начнет вовремя работать. Единственное, в связи с тем, что сроки по сдаче ЕГЭ перенесены, срок подачи документов тоже будет перенесен. Первые приказы о зачислении, я думаю, мы будем подписывать 17, 19, 20, 24 числа. Вот последовательность. И немного продлится вторая волна приема для иностранных абитуриентов в связи с этими событиями. Мы не знаем, как будут развиваться события в Африке, в соседних наших государствах. Потому что по-разному развивается пандемия.
В заключение хотел бы поблагодарить всех, кто задал вопросы, за интерес к университету, за интерес к нашей встрече. А также поблагодарить наших преподавателей и студентов за активную работу в освоении в полном объеме наших образовательных программ. Это огромный труд, и, самое главное, было, наверное, непросто и психологически перейти на этот формат работы. Я и сам каждый день хожу на работу и привык к интенсивному хождению по главному зданию наших студентов и преподавателей, и, конечно, это никого не может радовать – пустые аудитории и пустые коридоры. Но я думаю, мы это переживем вместе с вами. Спасибо еще раз!