Британские нейробиологи представили новую модель возрастного развития мозга, согласно которой подростковый период длится значительно дольше, чем принято считать – от 9 до 32 лет. Доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета Инна Кротова проинформировала, почему современное общество действительно «отодвигает» взрослость ближе к 30-40 годам.
В последние годы исследования развития мозга постепенно меняют привычные возрастные рамки. Британские ученые предложили новую классификацию периодов, основанную на нейрофизиологических изменениях и особенностях нейропластичности: до 9 лет – детство, когда мозг активно формируется, а когнитивные функции проходят базовые этапы становления; с 9 до 32 лет – подростковый период, характеризующийся максимальной работой мозга, высоким уровнем обучения и перестройки нейронных связей; с 32 до 66 лет – зрелость, сопровождаемая стабилизацией мозговой активности; с 66 лет и старше – стадия старения, при которой нейроны начинают постепенно утрачивать активность.
Инна Кротова отметила, что российские специалисты уже давно наблюдают тенденцию увеличения периода детства и подростковости в современном обществе.
«Отечественные исследователи-психологи развития личности, также изучая особенности социализации в современном мире, отмечали тенденцию сдвига периода детства к 30-40 летним рубежам. Дело в том, что базовые потребности "выживания" удовлетворены комфортными условиями, есть возможность заниматься самопознанием, которое начинается с чувственно-эмоционального опыта, и вот он расширяется, а социальная зрелость, ответственность, самодисциплина выходят на второй план, а именно они являются характеристиками периода взрослости», – подчеркнула эксперт.
В условиях современной цивилизации человек все чаще может позволить себе дольше искать себя, выбирать путь, менять профессию и образ жизни. Механизмы социализации проявляются в другой логике. Ранее следствием социальной зрелости было получение профессии, создание семьи и развитие ответственности, теперь же эти процессы могут откладываться.
«Нейропсихология ставила перед собой задачи профилактики болезни Альцгеймера, изучила мозг и его основные возможности, которые подтверждают и обновляют представления о нем, а именно: он на протяжении всей жизни может изменить и объем, и структуру, и нейросвязи», – рассказала И. Кротова.
Однако, по словам доцента, универсальной формулы развития мозга не существует.
«Главная сложность в том, что для каждого человека возможности таких изменений строго индивидуальны. К сожалению, поэтому до сих пор и нет универсальных решений по профилактике Альцгеймера», – объяснила она.
На сегодняшний день границы взрослости становятся подвижными.
«Да, мозг растет и меняется всю жизнь. И подростковый возраст до 30 лет затянулся, как период нейропластичности. Если правильно к этому относиться, то этим можно уметь пользоваться как инструментом саморазвития, а не способом оправдания: "я увольняюсь, потому что моя работа не вписывается в мой график тренировок, психотерапии и тому подобное"», – заключила психолог.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
22