Психологическая сепарация от родителей – важнейший этап, который позволяет обрести самостоятельность, научиться принимать решения и строить собственную жизнь. О том, какие этапы проходит ребенок на пути к взрослению, рассказал доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета Ильдар Абитов.
Под психологической сепарацией зачастую понимается отделение от родителей, способность жить самостоятельно, принимать решения и выстраивать собственную жизнь, независимо от их представлений о том, «как правильно». Человек, прошедший этот процесс, может учитывать мнение родителей, но поступать так, как считает нужным, не испытывая чувства вины.
«Завершенная сепарация позволяет выстроить здоровые отношения не только с родителями, но и с окружающим миром. Это возможность быть взрослым, опираться на собственные ценности и не зависеть от внешнего контроля», – подчеркнул психолог.
Идея о том, что это явление начинается в раннем детстве, принадлежит известному врачу-психиатру Маргарет Малер. Она связывала процесс отделения ребенка от родителей с целой системой кризисов развития.
«Выделяют несколько этапов. Кризис одного года – в этот период малыш начинает активно двигаться, осваивает пространство, пытается действовать независимо, трех лет – хорошо знакомое многим родителям "я сам" – стремление к самостоятельности во всем, от одевания до выбора игры, семи лет – это когда ребенок осознает внутренний мир, начинает регулировать, что именно он готов рассказывать взрослым, учится дозировать информацию о своих переживаниях. Подростковый кризис. В этом возрасте формируется чувство взрослости, появляется стремление к самостоятельным решениям и собственной компании. Яркий этап сепарации, когда подросток все чаще спорит, ищет свою позицию и отстаивает ее. Юность – один из финальных этапов. Переезд из родительского дома, поступление в вуз, начало трудовой деятельности. Однако даже физическое отделение не всегда гарантирует психологическую независимость. Иногда взрослый человек продолжает жить по родительским установкам», – прокомментировал Ильдар Абитов.
Маргарет Малер в своих исследованиях приводила яркий пример – игру в догонялки. Ребенок убегает от родителя, радуется своей скорости, но потом сам останавливается и позволяет себя поймать. Это действие символизирует одновременно стремление к свободе и потребность в заботе. Два полюса, между которыми и разворачивается процесс сепарации.
«Ее виды делятся на физическую – умение жить отдельно, заботиться о себе, готовить еду, содержать дом; финансовую – способность обеспечивать себя, оплачивать расходы, удовлетворять свои потребности; эмоциональную – навык отделять свои чувства и переживания от чувств и ожиданий родителей; ценностную – когда происходит формирование собственных взглядов, убеждений и моральных ориентиров», – рассказал психолог.
По словам специалиста, именно ценностная сепарация считается самой трудной. Физическую или финансовую зависимость заметить легко, а вот отличить свои подлинные принципы от установок родителей – задача посложнее. Человек может искренне считать, что руководствуется собственными убеждениями, хотя на деле он лишь воспроизводит родительский сценарий.
«Гиперопека, доминирование, стремление навязать ребенку "правильный" образ жизни мешают формированию самостоятельности. Тревожность и страх ответственности становятся серьезным внутренним барьером. Людям привычно оставаться в роли ребенка, когда за них все решают другие», – отметил И. Абитов.
Успешно прошедший процесс сепарации человек умеет слышать родителей, но не растворяться в их взглядах. Он может согласиться или не согласиться, принять во внимание советы, но поступить так, как считает нужным сам.
«Важный признак зрелости – отсутствие крайностей. Мы не копируем родительские установки, но и не строим жизнь назло им», – объяснил эксперт.
Доцент подчеркнул, что сепарация не про разрыв отношений и бунт. Это про способность выстраивать здоровые границы, уважать себя и окружающих, оставаясь самостоятельной личностью.
«Путь к сепарации длинный и непростой. Он начинается в младенчестве и продолжается на протяжении всей жизни. Но именно он позволяет человеку стать полноценным взрослым, строить гармоничные отношения и идти по собственному пути», – заключил психолог.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.