В эпоху стремительного развития цифровых технологий все больше людей обращаются к нейросетям не только за информацией, но и за эмоциональной поддержкой. Почему пользователи начинают заменять живое общение контактом с искусственным интеллектом? Что на самом деле могут, а чего не могут современные системы ИИ? К каким последствиям может привести этот тренд, объяснил заведующий кафедрой общей психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета Павел Устин.
Психолог заявляет, что, несмотря на популяризацию искусственного интеллекта и появление тысяч приложений с функциями психологической поддержки, утверждать, что люди массово предпочитают нейросети профессиональным психологам – преждевременно.
«Причины, по которым человек может выбрать общение с машиной, очевидны. Прежде всего – анонимность. Поделиться сокровенным с нейросетью легче, чем с живым человеком: нет страха осуждения, нет чувства неловкости. Это как вести личный дневник. Доступность, отсутствие затрат и любопытство к новым форматам коммуникации также являются факторами, влияющими на популярность ИИ», – рассказал Павел Устин.
На вопрос о том, какие именно запросы может удовлетворить ИИ, эксперт отвечает однозначно: в первую очередь когнитивные, дать информацию, подсказку, разъяснение, но не эмоциональное тепло и эмпатию.
«Главным барьером, который мешает нейросетям стать полноценной альтернативой психологам, является невозможность установить подлинный эмоциональный контакт. Это один из базовых принципов психологической помощи, и пока что ИИ в этом направлении бессилен. Даже самые продвинутые модели искусственного интеллекта имитируют сочувствие, но не чувствуют его», – подчеркнул специалист.
При всей кажущейся эффективности общение с нейросетями может формировать нереалистичные ожидания от настоящей психологической помощи. Особенно если человек находится в эмоционально уязвимом состоянии. Любое взаимодействие с ИИ, особенно регулярное, влияет на восприятие реальности и может искажать представление о том, как должен работать настоящий терапевт.
В определенных ситуациях нейросети действительно могут быть полезны: как справочные системы, помощники по рутинным задачам, инструменты поддержки психологов. Например, если психолог использует ИИ для анализа данных или генерации идей, это может повысить качество помощи.
«Использовать нейросети в кризисных ситуациях, при тяжелых психических расстройствах или в качестве замены профессионала на данный момент невозможно», – объяснил заведующий кафедрой.
По словам Устина, развитие цифровых технологий трансформирует общественное пространство. С одной стороны, социальные сети расширяют горизонты общения, дают возможность самовыражения, особенно интровертам. С другой – возникает опасность «залипнуть» в виртуальный мир, когда человек избегает живых контактов, не развивает коммуникативные способности и теряет важные навыки взаимодействия.
«Вместо того, чтобы спрашивать "не снижает ли компьютерный разум наши социальные навыки?", я предлагаю переформулировать вопрос – "почему человек выбирает бота?" Ответ указывает на внутренние проблемы: страхи, тревожность, замкнутость. Искусственный интеллект в таких случаях – не причина, а симптом», – прокомментировал психолог.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.