Автомобили стали неотъемлемой частью нашей жизни. Но даже самое высокотехнологичное творение рук человека можно усовершенствовать. Сегодня участники встречи в Инженерном институте КФУ стали свидетелями зарождения новой индустрии и технологий, делающих жизнь проще, а труд более творческим. Соглашение, подписанное в Казанском федеральном университете, предполагает совместные с ПАО «КАМАЗ» разработку и внедрение уникальной системы автопилота для серийных грузовиков.
«Мы готовы работать в этом направлении. КАМАЗ не готов профинансировать все, но мы можем оказать содействие и лоббировать общие интересы. Для меня самый главный фактор – то, что мы не опоздали. В мире сейчас на это направление много средств тратится. Все компании сейчас находятся в поисковом режиме. У нас с вами появляется возможность, и мы на плечах того, что большой объем знаний в мире создан, продвинемся вперед. Самое главное, платформа создана, люди найдены», - заявил гендиректор КАМАЗа Сергей Анатольевич Когогин.
Сегодня по всему миру активно ведётся работа не только по созданию высокоэффективных современных систем беспилотных транспортных средств, но и выводятся на рынок готовые образцы техники. КФУ в этом процессе относительно недавно. С ноября 2016 года выполняется серия профильных договоров по разработке виртуальной и сенсорной инфраструктуры системы автономных логистических и карьерных перевозок; сформирован пояс высокотехнологичных предприятий-контрагентов в области систем радиолокации, навигации, связи, лидарной и оптической техники, вычислительных систем. Все это в итоге вылилось в формирование консорциума из более десятка предприятий, работающих над задачами в области беспилотных и интеллектуальных транспортных систем. Лидеры консорциума - КАМАЗ и КФУ.
Итогом совместной работы уже стал действующий полномасштабный прототип, который в мае 2018 года был представлен Правительству России и совершил свой первый автопробег с Максимом Юрьевичем Соколовым, занимавшим пост министра транспорта РФ, на борту.
«Мы создаем целую систему умных городов, и для начала пилотного проекта необходимо выбрать небольшой город. Хотя мы можем подготовить несколько уровней масштабирования. В качестве первого полигона можно выбрать Деревню Универсиады. Мы хотим стать стратегическим научным партнером для КАМАЗа, став единым центром компетенций в республике», - сказал ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Следующий пункт планов – групповой проект по разработке инфраструктуры и технологий применения беспилотных грузовых автомобилей с возможностями эксплуатации на магистралях и дорогах общего пользования. Эта часть работы требует еще большего количества участников. Необходимо привлечь силы юристов, ведь до сих пор не определены законодательные нормы использования беспилотного транспорта – неясно, кто будет нести ответственность в случае сбоев автоматики. Кроме того, экономисты должны просчитать наиболее эффективную схему использования всей системы. И, конечно, требуется совершенствовать саму технологию. В этом ведущему разработчику и производителю грузового автотранспорта в России, публичному акционерному обществу «КАМАЗ» поможет Казанский федеральный университет.
«Сегодня мы вам показали весь спектр исследований, которыми будет заниматься наш центр. Для того чтобы была отечественная база, был создан консорциум, и в данной работе сейчас КФУ и КАМАЗ не одни – на решение наших задач уже работают десятки предприятий. Таким образом, Казанский университет создает целую систему взаимодействия», - отметил руководитель приоритетного направления «Астровызов» Олег Николаевич Шерстюков.
На площадке Центра исследований и разработок интеллектуальных транспортных систем КАМАЗ – КФУ, где сегодня подписали соглашение, будут решаться задачи стратегического значения. Сегодня мы становимся свидетелями создания исследовательской, экспериментальной и производственной инфраструктуры, необходимой для проведения исследований мирового уровня в области систем автопилотирования. Самое главное – уже сегодня самостоятельно разрабатываются критические технологии, необходимые для интеллектуальных транспортных систем во всех сценариях функционирования, основанные на отечественных технологиях и узлах. Вся система может быть полностью выполнена из блоков, создаваемых на территории России. При этом стоимость блока автопилота, а он на сегодня выполняется в виде относительно небольшого прибора, который можно установить в любой современный автомобиль, составляет цифру порядка 200 тыс. рублей. Со временем, когда производство будет поставлено на поток, себестоимость автопилота упадет еще сильнее и станет еще доступнее.
Стратегические планы для совместной работы – разработать и внедрить новые технологии в производстве, использовании и обслуживании беспилотных транспортных средств, объединить их в единую систему и вывести на рынок готовое предложение. Университет стратегически не только участвует в создании новой индустрии, но и берет на себя ответственность по подготовке кадров, необходимых для ее функционирования. Подписанное сегодня соглашение – один из шагов в этом направлении.