Международный день кофе отмечается сегодня, 1 октября, – в этот день многие страны-производители начинают собирать урожай кофейных зерен. Как кофе эволюционировал в социальный тренд, спросили у эксперта Казанского федерального университета.
Кофе дорожает, но это не значит, что количество его потребления сократится.
«Нужно понимать, что кофе – это уже понятие метафизическое. Кофе – это образ жизни. Дело все в том, что кофе – не просто напиток, это еще и элемент определенного стиля. Обратите внимание, как за последнее время и молодежь, и люди старшего возраста 50–60 лет стали совершенно по-другому воспринимать кофе. Сегодня кофе можно взять с собой. Блогеры записывают подкасты, и у них обязательно на столе чашечка кофе. Кофе – это уже напиток, который олицетворяет собой атрибут определенного образа жизни», – говорит заведующая кафедрой маркетинга Института управления, экономики и финансов КФУ Наталья Каленская.
Привлекательность кофе не только в его вкусе. Горячий напиток манит своим ароматом, интересной подачей, нежной текстурной пенкой, но не в случае с эспрессо, уточнила эксперт.
«Кофе – это не просто энергетик, это еще и дофамины. Кофейные зерна так или иначе вызывают определенные эмоциональные ощущения. Здесь влияет все – и ароматика прежде всего, – отмечает Каленская. – Аромавоздействие никто не отменяет – это гормоны, дофамины и эндорфины, и поэтому тот же крафтовый стаканчик дополняет образ вкусного, терпкого, сладкого, тонизирующего напитка».
Повсюду нам предлагают угоститься чашечкой кофе – в зонах ожидания, в салонах красоты, в магазинах, в частных клиниках и др. Как работает маркетинговый ход, объяснила завкафедрой маркетинга КФУ:
«Любое внимание – это реверанс в сторону покупателя, и когда предлагают кофе – это элемент сервиса, который располагает. Скажу страшную вещь – аромат кофе всегда возбуждает, а когда человек находится в таком возбуждении, он очень управляем с какой точки зрения? Он быстрее подвержен спонтанным решениям – его расслабили, чашечка кофе, аромат, ему хорошо. В этом заведении он проводит больше времени, а когда ты уже задерживаешься в магазине, то это чисто психологический подход. Когда я задержалась, значит, меня здесь что-то притянуло, и так или иначе хочется совершить покупку. Думаешь – не просто же зашел кофе попить, и начинаешь принимать вплоть до иррациональных решений».
В завершение беседы профессор Наталья Каленская отметила, что запах кофе с точки зрения нейромаркетинга входит в тройку лидеров.
Напомним, что этим летом Департамент по информационной политике КФУ совместно с кофейней «Ранняя пташка» создали холодные авторские безалкогольные напитки, названные в честь всемирно известных ученых Казанского университета. В коллекцию вошли: айс-латте «Спиритический сеанс» Бутлерова – конфетный латте с нежным соусом из белого шоколада и клубники с легким послевкусием мяты; айс-латте «Дынный гипноз» Бехтерева – нежный сливочный латте со вкусом дыни с вашего летнего пикника; «Южный полюс» Симонова – эспрессо-тоник с апельсиновым кордиалом. Коллаборация была приурочена к 220-летию вуза.
Ранее химик КФУ рассказала, бодрит ли айс-кофе и о том, как приготовить напиток в домашних условиях.