С момента создания в Казанском федеральном университете 4 стратегических академических единиц прошло уже больше года. За это время новые структурные образования успели обрасти интересными проектами, международными связями, многообещающими соглашениями, контрактами и даже некоторым авторитетом, что для многих скептиков стало большим сюрпризом. Не «подкачала» и основная идея, которая проходит красной нитью через всю программу развития САЕ – ученые из разных областей, с совершенно разными подходами и методами, а порой и с полярными взглядами на одни и те же вопросы и проблемы, не просто потянулись друг к другу, а стали работать сообща, помогая и дополняя друг друга. О секретных ингредиентах «фирменного блюда» КФУ мы поговорили с одним из «шеф-поваров» - руководителем САЕ «ЭкоНефть» Михаилом Варфоломеевым.
- Михаил, расскажите, пожалуйста, как Вы оцениваете прошедший период с точки зрения развития САЕ «ЭкоНефть»? Все ли из задуманного удалось реализовать? С какими сложностями столкнулись?
- Основной целью создания САЕ было объединение в одну команду ученых разных областей для того, чтобы решать различные задачи. В нашем случае это проблемы нефтяной отрасли – низкая эффективность добычи нефти, поиск альтернативных источников углеводородов, устаревшие технологии разведки, нефтехимия, переработка, экологические катастрофы.Очевидно, что все они требуют комплексного подхода, поэтому в первую очередь мы постарались привлекать в проекты ученых самых разных направлений. Многие такие коллективы уже сформированы, запущены проекты, где бок о бок с геологами и нефтяниками работают химики, математики, физики, экологи и даже программисты. Наши исследования приобретают все более междисциплинарный характер. То есть нам удалось наладить так называемые горизонтальные связи. А уже благодаря этому были запущены проекты, которые до этого в университете не реализовывались.
Например, совместно с физиками мы нашли применение в геологии ядерному магнитному резонансу. Экологи у нас занимаются рекреацией почв рядом с местами активной добычи нефти, биологи исследуют биосурфактанты – это такие микроорганизмы, с помощью которых можно перерабатывать нефть прямо под землей. Математики высчитывают модели повышения эффективности добычи, программисты «потеют» над автоматизацией процесса добычи нефти и т.д. Конечно, и сложности при этом есть, но они несущественные – практически все из задуманного удается реализовать.
- Изменились ли как-то в этом году планы развития? Может, что-то повлияло на глобальную стратегию?
- Цель у нас довольно перспективная – это разработка «ЭЭЭ-технологий» (эффективность, экологичность, экономичность – прим. автора) для разработки, добычи и переработки углеводородов. Она не только сохранилась, но и стала более актуальной. Во-первых, мы убедились, что проблема иссякания запасов традиционных УВ актуальна не только у нас, в Татарстане и России, но и по всему миру. Во-вторых, экологический аспект с каждым годом становится лишь острее, так как многие существующие технологии добычи и переработки нефти являются довольно «грязными» - они оказывают существенное влияние на окружающую среду. Не говоря о том, что эти технологии были созданы еще в прошлом веке и уже исчерпали себя. Поэтому, чтобы дальше разрабатывать и добывать углеводороды эффективно, нужно менять подходы, совершенствовать технологии и методы и задумываться не только об экономической, но и экологической составляющих. Мы планируем в течение ближайших лет работать именно в этом направлении, и некоторые наработки уже есть.
- Вы упомянули проекты, по которым до этого в университете никто не работал. Можете рассказать о них?
- У нас мощное развитие получило экологическое направление. В нем есть несколько ветвей. Первая ветвь связана с образованием газовых гидратов при разработке и транспортировке газа и нефти на шельфе, где есть осложнения, связанные с низкими температурами и высоким давлением. Гидраты очень затрудняют процесс транспортировки газов, что снижает пропускную способность нефте- и газопроводов. По этому направлению мы сотрудничаем с дочерними компаниями «Роснефти», столкнувшимися с подобной проблемой, и как раз исследуем условия образования газовых гидратов и разрабатываем химические составы, которые помогают решить эти проблемы. Мы работаем над созданием кинетических ингибиторов, которые влияют на время замерзания, - взамен термодинамических, которые влияют на температуру застывания.
Второе направление связано с эмиссией метана и образованием газовых гидратов в природе. Здесь совместно с САЕ «Астровызов» ведутся исследования по оценке эмиссии метана с помощью спутников над различными территориями. Это позволит нам найти очаги выброса метана, построить карту и уже отслеживать развитие ситуации с некоторым прогнозом развития. Здесь же мы начинаем исследования, связанные с образованием ГГ в пористых средах, поскольку в природе они чаще всего встречаются именно там. Очень важно понимать, как можно регулировать эти процессы, как на них воздействовать и как добывать метан из природных гидратов.
- Наверняка для развития такого количества направлений нужны новые кадры. Как решается этот вопрос?
- Мы решили остановиться на наших воспитанниках и выпускниках университета, уже успевших поработать в компаниях и других вузах, причем нередко за рубежом. И они привнесли в проект новые, свежие идеи, благодаря которым с новыми силами приступают к работе и ученые с большим опытом. Едут к нам и зарубежные специалисты, что очень здорово для продвижения наших идей за пределами университета и страны. Хочу отметить, что в рамках САЕ сформирована уникальная материально-техническая база, у нас много приборов, не имеющих аналогов в мире. Это является мощным центром притяжения для молодежи, потому что они могут прийти и использовать всю эту инфраструктуру для саморазвития и профессионального роста.
С этой же целью мы приглашаем к нам именитых зарубежных ученых, лучших, ведущих в своих областях. Работа бок о бок с такими профессионалами дает молодым ученым возможность получить бесценный опыт, знания и даже вдохновение, настроиться на нужный лад. У нас уже работают ведущие ученые из США, Европы, Азии. Они читают лекции, руководят проектами, кроме того, наши молодые специалисты получают возможность стажироваться в вузах, откуда приехали эти ученые.
Таким образом, нам удалось наладить некий «круговорот», обмен опытом между молодыми и ведущими учеными. Совместные поездки, стажировки, участие в конференциях – все это позволяет создать идеальные условия для гармоничного и динамичного развития, для достижения интересных результатов и запуска таких вот проектов.
- Удалось ли уже добиться чего-то такого, о чем можно рассказать потом своим внукам?
- Мы продвигаем идею подземной переработки нефти, которая связана с использованием катализаторов и теплового воздействия на нефть в пласте. Это позволяет нам тяжелые нефти делать более легкими. На наш взгляд, это один из прорывов в сфере нефтедобычи, поскольку уже сейчас запасы тяжелой нефти существенно больше традиционных, и для их добычи, транспортировки и переработки нужны новые технологии. Подземная переработка как раз позволяет влиять на все 3 этапа – мы получаем больше нефти, лучшего качества, которую легче перерабатывать. По этому проекту у нас уже есть договора и гранты с российскими и зарубежными компаниями, среди которых «Татнефть», «Зарубежнефть», сейчас уже активно ведется работа с китайской PetroChina. Также есть интерес к проекту американской BakerHuges.
У нас есть и другие проекты, связанные с поиском и разведкой месторождений углеводородов. Здесь у нас целый ряд новых и интересных технологий, которые позволяют проводить эту разведку и по нескольким манипуляциям сказать с высокой точностью, есть на определенной территории нефть или там даже бурить не стоит.
Есть интересные технологии, связанные с внутрипластовым горением, технологии по мониторингу разработки месторождений. И что интересно – все эти проекты поддерживаются компаниями, к ним есть интерес и есть желание финансировать. Причем это компании - лидеры российского и зарубежного рынка – это и «Лукойл», и «Газпром», и «Роснефть». Со многими из них у нас долгосрочные контракты и договоры, которые позволяют нам продвигать эти разработки и внедрять их, смотреть уже обратную связь с месторождений.
- Раз уж речь зашла о сотрудничестве с компаниями и вузами, каких успехов добились здесь?
- Мы постоянно общаемся с компаниями, и там уже начали понимать, что САЕ «Эконефть» способна отвечать не только на локальные, но и более глобальные задачи отрасли, которые стоят перед РФ и другими нефтяными странами мира. У нас есть довольно крупные контракты с компаниями и университетами – буквально в этом году мы подписали соглашение о сотрудничестве с Университетом Сантандера и совместно будем работать над проектом для колумбийской нефтяной компании Ecopetrol. С Cupet – главной нефтяной компанией Кубы – у нас довольно хорошие отношения. С рядом китайских вузов наладили сотрудничество и уже начали работу с нефтяными гигантами Поднебесной – компаниями PetroChina и Sinopec. С последними у нас очень интересные проекты в области добычи сверхвязких нефтей и внутрипластового горения. Также мы ведем совместные проекты с Фрайбергской горной академией, Университетом Ростока, Римским университетом Сапиенза, IFP,британскими и другими европейскими вузами. Относительно недавно нам удалось договориться о сотрудничестве с Институтом исследования нефтяных месторождений Национальной нефтяной компании Индии (Institute of Reservoir Studies, ONGC), ведутся переговоры с малайзийской Petronas, иранским TENCO и многими др. Поэтому можно смело сказать, что мы работаем с ведущими мировыми вузами и компаниями в области нефти и газа и очень скоро не только догоним их, но и обойдем по многим параметрам.
- САЕ «ЭкоНефть» - это же не только наука, но и образование. Каким выдался 2017 год с этой точки зрения?
- Очень продуктивным и насыщенным. Мы запустили совместную магистратуру по стратиграфии с Фрайбергской горной академией, набирает обороты программа «двойных дипломов» с IFP. Также наши студенты получили шанс обучаться в Китае в Юго-западном нефтяном университете. Здесь, к слову, есть договоренность о запуске совместных образовательных программ уже в следующем году. Многие компании стали проявлять интерес к нашим курсам переподготовки и повышения квалификации, реализуемым на базе ЦДОМКиМ Института геологии и нефтегазовых технологий. Еще больше компаний уже обучили своих сотрудников там. Развитие в этом направлении есть, и оно порой превосходит самые смелые ожидания. Но также мы понимаем, что еще предстоит очень много работать, поэтому с нетерпением ждем следующего года.