Нефтегазовая отрасль – одна из самых динамично развивающихся и высокотехнологичных сфер промышленности. Соответственно и требования к специалистам абсолютно всех звеньев довольно высокие. Поэтому именно здесь наиболее остро стоит вопрос повышения квалификации и переподготовки сотрудников. К счастью, решить его сегодня не проблема –рынок образовательных услуг пестрит всевозможными предложениями на любой вкус и цвет. Однако многие компании очень трепетно относятся к качеству подобных курсов и тщательно отбирают претендентов.
Центр дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга ИГиНГТ КФУ несколько лет назад начинал свою деятельность как раз в статусе «одного из претендентов». Поначалу к молодой, но динамично развивающейся структуре в сфере дополнительного образования присматривались с неким недоверием. Но за годы работы Центру удалось доказать и показать на деле свои преимущества. Сегодня ЦДОМКиМ уже полноправно претендует на звание одного из лидеров, причем не только в России, но и за её пределами. Ежегодно здесь обучаются около 800 слушателей из ведущих российских и мировых нефтегазовых компаний. Своих сотрудников сюда отправляют ЛУКОЙЛ, РИТЭК, Cupet, Газпром Нефть, Татнефть, КазМунайГаз, ТНГ-Групп и др.
Неуклонно приближается к сотне и число программ переподготовки и повышения квалификации. А с включением ЦДОМКиМ в структуру стратегической академической единицы «ЭкоНефть» и созданием на его базе Центра дополнительного профессионального образования САЕ «аппетиты» лишь возросли. Теперь его первостепенной задачей является статус ведущего мирового центра дополнительного профессионального образования в области геонаук. Для этого в Центре активно осваивают новые инструменты и технологии доставки своего продукта до потребителя.
«За время работы мы научились создавать действительно качественные курсы переподготовки и повышения квалификации. Читать лекции к нам приезжают ведущие специалисты по тому или иному вопросу, у нас самое современное оборудование, профессиональное программное обеспечение. Но всё это с привлечением слушателей сюда, на нашу площадку. Для компаний это дополнительные финансовые затраты, плюс неудобства, связанные с командировками, – не все могут позволить себе оторвать сотрудника от производства даже на неделю. Поэтому мы постепенно вводим дистанционные курсы», — рассказал нам директор ЦДОМКиК-ЦДПО САЕ «ЭкоНефть» Ильдус Чукмаров.
Для реализации идеи в ЦДОМКиМ создают Инкубатор дистанционных образовательных проектов – специальную площадку, которая позволит собирать, обрабатывать, тиражировать и сопровождать дистанционные курсы. Пока всё это делается буквально на коленях, но в активе Центра уже есть положительный опыт. В феврале впервые в истории Центра был запущен полностью дистанционный мультимедийный курс повышения квалификации для самарского подразделения ООО ИК «СИБИНТЕК» — «Поверка и калибровка резервуаров, танков наливных судов и трубопроводов».
«Конечно, трудности были. Например, в ходе реализации этого проекта мы столкнулись с необходимостью живого общения преподавателя со слушателями. Тогда было принято решение включить в курс интерактивы, когда в режиме видеоконференции наши курсанты могли задать интересующие их вопросы, а лектор пояснял некоторые моменты, и не «на пальцах», а используя презентации, графические пометки, так, чтобы разложить весь материал по полочкам. Наш инкубатор позволяет сделать это», — поделился Ильдус Чукмаров.
Активно используют в ЦДОМКиМ и другие инструменты по продивжению дистанционного образования. Так, в Центре изучили ряд открытых площадок для размещения курсов. Одной из последних стал ресурс iTunes University. Здесь еще в середине февраля был успешно размещен дистанционный мультимедийный курс «Общая геология». Но как удалось выяснить, всерьез данную площадку в Центре не рассматривают.
«iTunes – это всего лишь одна из великого множества открытых площадок. Мы её изучили с коллегами и успели протестировать. По итогам могу сказать следующее — имея на руках разработанный готовый курс, выходить на подобные площадки не составляет особого труда. Мы хоть сегодня можем разместить там до 12 полноценных курсов. Однако вопрос в другом - как эта площадка может привести нам потенциальных заказчиков? Никак!
Данный ресурс абсолютно не предназначен для полноценного дистанционного образования. К тому же сразу всплывает ряд ограничений, связанных как с техническим оснащением пользователя, так и с аттестацией по итогам прохождения курса. Скорее, данная площадка несет некую развлекательно-познавательную функцию. Мы будем использовать ее для профориентационной работы, привлечения абитуриентов в Институт геологии и нефтегазовых технологий, не более», — отметили в Центре.
«Оказывается, создавать качественные мультимедийные курсы – не проблема. Размещать созданные курсы на открытых площадках тоже не проблема. Большая проблема в том, как найти курс, который будет востребован на рынке, и за него будут готовы платить деньги и компании, и частные лица. Сейчас мы создаем в нашем Центре условия, чтобы и эту проблему решать на раз-два.
Инкубатор дистанционных образовательных проектов позволит нам это сделать, потому что с ним мы получили возможность создавать качественные мультимедийные курсы, оперативно размещать их на любых открытых площадках и доводить до потребителя в любом удобном для него виде», — подытожил наш разговор о перспективах развития дистанционного образования в рамках САЕ «ЭкоНефть» директор ЦДОМКиК-ЦДПО САЕ «ЭкоНефть» Ильдус Чукмаров.
Стоит отметить, что внедрение и развитие дистанционного образования на базе САЕ «ЭкоНефть» будет только способствовать развитию международных связей, ведь последние соглашения о сотрудничестве КФУ с компаниями Ecopetrol, PetroChina и многими другими показали востребованность подобных программ за рубежом.