В ночь с 27 на 28 июня ожидается максимум активности метеорного потока Июньские Боотиды. О том, сложно ли наблюдать первый летний звездопад, у которого несколько имен, и какого события ждать в 2028 году, рассказал старший преподаватель кафедры астрономии и космической геодезии Института физики Казанского федерального университета Владимир Усанин.
«Метеоры этого потока кажутся вылетающими из точки (она называется радиант) у границы созвездий Волопаса и Дракона, а образующие их частицы отделились от кометы Понса-Виннеке, поэтому поток Июньские Боотиды известен также под альтернативными названиями Йота-Дракониды и Понс-Виннекиды, но они не признаны Международным астрономическим союзом», – сообщил астроном.
Владимир Сергеевич отметил, что уровень активности потока и даты ее максимумов год от года сильно меняются, это обусловлено тем, что комета Понса-Виннеке периодически сближается с Юпитером, вследствие чего ее орбита испытывает сильные возмущения.
«Обычно активность потока пренебрежимо мала – даже в безлунную ночь вдали от городской засветки можно увидеть менее одного метеора в час. Однако в 1916, 1922, 1927, 1998 и 2004 годах наблюдались неожиданные усиления активности Июньских Боотид, когда в определенные периоды времени можно было зафиксировать до 250 метеоров в час», – пояснил старший преподаватель КФУ.
Ученый объяснил, почему спрогнозировать заранее сколько падающих звезд можно будет увидеть на ночном небе практически невозможно.
«Метеорные частицы, обычно имеющие размеры около сантиметра и менее, не могут наблюдаться до попадания в атмосферу Земли, поэтому при моделировании метеорных потоков ученым приходится делать предположения о количестве частиц, отделившихся от комет в то или иное время. Такое моделирование является вероятностным, и, несмотря на достаточную вычислительную мощность современных компьютеров, прогнозы по-прежнему оправдываются далеко не всегда», – сказал Владимир Усанин.
Он добавил, что в большинстве случаев удается лишь объяснить происхождение уже наблюдавшихся в прошлом усилений активности потоков.
В Казанском университете, по словам Владимира Усанина, Июньские Боотиды изучались начиная с 1980-х годов. Исследования проводили Е. Резников, Е. Кондратьева, М. Соколова.
«Возвращение Июньских Боотид 2004 года, спрогнозированное выпускником Казанского университета Емельяненко, было не таким впечатляющим, как ожидалось. А метеорный дождь, ожидавшийся в 2010 году, вообще не состоялся», – проинформировал В. Усанин.
Следующее усиление активности Июньских Боотид прогнозируется на 17 июня 2028 года, сообщил астроном КФУ.
«Сегодня ночью необычной активности потока ожидать не стоит. Однако нужно помнить, что ежегодные наблюдения, в том числе и любительские, не раз приносили ученым сюрпризы, – говорит специалист по кометам. – Радиант Июньских Боотид в средних широтах Северного полушария Земли находится над горизонтом всю ночь, но в этом году свет растущей и накануне прошедшей первую четверть Луны будет мешать наблюдениям всю первую половину и без того короткой летней ночи».
Ранее профессор КФУ Ю. Нефедьев объяснил, сможем ли мы в будущем наблюдать за звездами.