Очередное заседание телевизионного дискуссионного клуба на тему: «Как не сесть за репост? Практические советы для пользователей социальных сетей» состоялось сегодня в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета.
Модератором дискуссии выступил ведущий программ телевизионного дискуссионного клуба — известный журналист, советник ректора КФУ Юрий Алаев. Основными экспертами заседания стали руководитель Международной правозащитной группы «Агора», член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Павел Чиков, директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского университета Леонид Толчинский, д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой уголовного права Юридического факультета КФУ Мария Талан. Среди приглашенных спикеров в шоу-руме также присутствовали блогер Нияз Латыпов, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Юридического факультета КФУ Игорь Антонов.
Как подчеркнул Юрий Алаев, тема «Как не сесть за репост?» особенно злободневна для молодых людей, активно пользующихся соцсетями.
«Последние новации, вносящиеся в Уголовный и Административный кодексы, говорят о том, что сесть за репост уже довольно тяжело, но, тем не менее, ухо надо держать востро. Так что на этот раз мы поговорим о гигиене нашего поведения в Сетях с юридической и морально-этической точек зрения», — задал модератор тон дискуссии.
В начале заседания Юрий Алаев предложил поразмышлять о смысле существования 282-й статьи Уголовного кодекса РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Мария Талан углубилась в историю принятия этой статьи, рассказала о неоднократных изменениях, внесенных в нее. Она также признала, что статья вызывает сомнения, и это нашло отражение в дальнейших предложениях по изменению конструкции статьи.
«На сегодняшний момент есть проект Федерального закона о внесении изменений в данную статью, он вносится по инициативе Президента Российской Федерации, — напомнила завкафедрой. — Основные изменения этого закона связаны с либерализацией, гуманизацией отношения к деяниям, связанным с распространением подобной информации экстремистского характера в интернете. Суть изменений сводится к тому, что данное деяние влечет уголовную ответственность только в том случае, если лицо, его совершившее, было ранее привлечено к административной ответственности за аналогическое деяние в течение одного года. То есть первый раз за данное правонарушение наступает административная ответственность. Если эта ответственность не погашена, не снята в течение года, и совершается повторное деяние, то наступает уже уголовная ответственностью. Смысл либерализации как раз в этом».
По мнению Павла Чикова, в целом ситуация с антиэкстремистским законодательством в России изначально пошла «не по совсем правильному пути».
«Изначально это должен был быть не закон о противодействии антиэкстремистской деятельности, а некий антидискриминационный пакт, который создавал бы государственную защиту определенных социальных групп, — убежден он. — У нас же основа антиэкстремистского законодательства — закон о противодействии экстремистской деятельности, принятый в 2002 году».
Как сообщил спикер, исходя из судебной статистики, если в 2007 году в России по 282-й статье было осуждено условно 20 человек, то в 2017-м — уже 600 человек.
«При этом 282-я статья — далеко не единственная с привлечением к уголовной ответственности за экстремистскую деятельность. Вторая по значимости статья — 280-я, также есть целый блок других — в частности, статья об оскорблении чувств верующих», — подчеркнул он.
Павел Чиков рассказал, как происходит выявление и доказывание экстремистского преступления.
«Сейчас этот процесс доведен до определенного автоматизма. Оперативники Центра противодействия экстремизму сидят у экранов компьютеров с утра до вечера и гуглят с помощью, в том числе, поиска по картинкам. Выходят все публикации, и в соцсетях тоже, — отметил он. — Для привлечения к ответственности за экстремизм всегда нужен текст — словесный, письменный, песня, картинка. Когда оперативник находит подозрительный текст, он отправляет его лингвистам. И здесь возникает очень большой вопрос: кто и в каких учреждениях будет проводить это исследование. Если ответ лингвиста будет положительным, у полицейских стоит задача установить, кто автор».
Руководитель Международной правозащитной группы «Агора» предупредил, что, когда речь идет об информации в соцсетях, и сотрудникам необходимо установить принадлежность аккаунта, на первый план выходит, в какой соцсети вы сидите и постите.
«Если мы говорим о «ВКонтакте», то администрация этой соцсети открыта: по запросу по электронной почте предоставляется информация, кому принадлежит аккаунт, какой мобильный телефон у пользователя, какой IP-адрес и так далее, — отметил Павел Чиков. — Если есть положительный ответ от лингвистов и установлен автор, кто это сделал, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, который передается в Следственный комитет».
Спикер выразил уверенность, что любую мысль, даже самую темпераментную, можно донести в приличной форме.
В свою очередь Леонид Толчинский, отвечая на вопрос «Как не сесть за репост», выразил мнение, что «сесть можно за все, и освобожденным от ответственности можно тоже быть за все».
«Потому что качество написанных и действующих законов оставляет, мягко говоря, желать лучшего, — посетовал он. — Настолько все размыто, запутанно и непонятно».
По мнению директора Высшей школы, должно произойти переосмысление подходов к законотворчеству. Также возникают вопросы к экспертному сообществу, уровню квалификации специалистов, которые занимаются оценкой постов граждан, заподозренных к экстремистской деятельности.
«Ясно одно — надо быть осторожными. А с другой стороны, как это сделать в нынешних реалиях?» — задался риторическим вопросом Леонид Толчинский.
Программа впоследствии будет транслироваться в сетке вещания телеканала Univer TV.