Студенты “лечебного дела” Института фундаментальной медицины и биологии КФУ прошли стажировку в клинике Богуницы, больнице Святой Анны (Чехия) и клинической больнице Университета Цукубы (Япония).
Сегодня студенты медицинских направлений подготовки ИФМиБ КФУ имеют возможность стажироваться в ведущих медицинских учреждениях мира – в предыдущие годы ребята проходили обучение в клинике “Ассута” (Израиль), клинической больнице Университета Цукубы (Япония), на медицинском факультете Университета Ниигата (Япония) и Масариковом университете, клинике Богуницы, больнице Святой Анны (Чехия).
В этом году четверо студентов института получили возможность поехать в Цукубу (Япония) и город Брно (Чехия). Айрат Билялов, Эльвира Кадырова, Динара Сулейманова прошли четырехнедельное обучение в клинической больнице Университета Цукубы, а Камилла Идрисова в течение семестра находилась в университете Масарика и клинике Богуницы.
Известно, что клиническая больница Университета Цукуба – одно из ведущих в Японии университетских медицинских учреждений. Клиника является многопрофильной, поддерживает тесное сотрудничество со многими японскими и иностранными медицинскими центрами, занимает позицию лидера среди японских медучреждений по числу иностранных стажеров. Всего в больнице около 40 отделений: терапии, кардиологии, ревматологии, ортопедии, пульмонологии, неврологии, психоневрологии, хирургии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, педиатрической хирургии, хирургии респираторных органов, дерматологии, пластической хирургии, отоларингологии, офтальмологии, акушерства и гинекологии, стоматологии и др.
“Моя стажировка предполагала обучение в двух отделениях – первые три недели я провел в отделении отоларингологии и патологии головы и шеи, последнюю, четвертую, – в отделении челюстно-лицевой хирургии, – рассказывает Айрат Билялов.
– Отоларингология, патология головы и шеи – это как раз то, чем я хочу заниматься в будущем. Существенная разница в организации здравоохранения России и Японии в этой части в том, что в Японии не разделяют отоларингологию и патологию головы и шеи в разные отделения, как это делается у нас в стране. Мой типичный день во время стажировки проходил примерно так: мне, как и любому студенту в отделении, один раз в неделю выдавали расписание, я был прикреплен к супервайзеру Саагаве, которая была резидентом – руководителем всех резидентов отделения. Предполагается, что уже на следующий год она должна стать врачом.
Операционные дни в лор-отделении были в понедельник и среду, все остальные – терапевтические (прием, обследование пациентов). Один раз в неделю в отделении проходили конференции – кто-то из докторов или резидентов отбирал интересный клинический случай, статью в высокорейтинговом журнале, и представлял ее на обозрение отделения, в такой форме проходил разбор научных публикаций.
Конференции бывали посвящены и предстоящим операциям – в виде врачебного консилиума разбирались этапы операций, их целесообразность и т.д. В ходе первой недели у меня была исключительно наблюдательная функция, и только затем мне начали доверять проведение манипуляций – хотя, надо сказать, японским студентам манипуляции доверяются очень редко, они могут разговаривать с пациентами начиная с четвертого курса и только после сдачи специального экзамена.
В мои обязанности – со второй недели – входило помогать своему резиденту в заполнении документации, что-то я переводил на английский язык, если это требовалось, подавал инструменты, ставил эндоскоп на чистку и прочее. Каждое утро проводились так называемые examination patients – осмотры пациентов в процедурном кабинете. Это очень интересно, так как в любой момент может зайти профессор и спросить студента о его пациенте.
У меня тоже был свой пациент – маленький мальчик двух лет, у него была нейросенсорная тугоухость, и ему должны были поставить кохлеарный имплантат. Заболевание, скорее всего, генетически детерминированное, так как и у отца, и у деда мальчика также стоят имплантаты. Я наблюдал этого мальчика на протяжении всего времени: от поступления в клинику, во время проведения операции, вплоть до выписки. Профессор спрашивал меня об этом пациенте, задавал вопросы, на которые я ответил. Одно из любопытных мероприятий, которое запомнилось, – это drug information, когда люди из фармкомпаний приходят и делают презентации своих лекарственных препаратов, при этом приносят ланч-боксы, в которых находится еда, в такой обстановке и проходит презентация”.
Масариков университет является одним из пяти ведущих вузов Чехии, занимающихся подготовкой специалистов для сферы здравоохранения. Обучение проходит в форме лекций и практических занятий. Аудитории и лаборатории оборудованы современной аудиовизуальной техникой.
“Я провела целый семестр в Университете Масарика (Masaryk University) на 4-м курсе "лечебного дела" благодаря программе студенческого обмена в рамках партнерского соглашения, – рассказывает Камилла Идрисова. – Каждый день начинался с семинара, затем мы проходили практическую часть обучения в отделениях клиники Богуницы, больницы Святой Анны. И хотя в Казани я учусь на 4-м курсе, во время стажировки изучала и предметы 5-го курса.
Во время практической части занятий нас делили на небольшие группы по 5-7 человек, мы проводили осмотр пациентов, затем разбирали истории болезни и результаты анализов. Мне удалось увидеть интересные клинические случаи по кардиологии и гематологии. Разумеется, чаще всего опрос пациентов проходил на чешском языке. Несмотря на то, что я училась на английском курсе, как и другие студенты full time, чешский язык был обязательным предметом для всех. Мне помогали студенты и врачи.
На занятиях мы готовили case reports, делали презентации различных заболеваний в зависимости от цикла. Больше всех остальных мне понравился цикл педиатрии в Children’s Hospital. Многие дети хорошо говорили на английском языке, что упрощало сбор анамнеза.
Детская больница в Брно поразила меня творческим подходом к оформлению – все стены были украшены героями мультфильмов. Перед Рождеством не покидало ощущение сказки, созданной для детей, – врачи могли наряжаться в Санта Клауса. Стены всех палат были украшены рисунками. Без сомнения, такая практика, в моем случае это больше клинические направления, – огромный опыт, в том числе языковой”.
Для справки. Важно отметить, что студенты ИФМиБ не только стажируются в ведущих клиниках региона и мира, но и активно участвуют в организации различных профильных соревнований в институте.
В 2017 году ИФМиБ КФУ провел целый цикл студенческих олимпиад медицинского профиля. В апреле в КФУ провели первый турнир среди студентов по оказанию первой медицинской помощи. В октябре в ИФМиБ провели первую Всероссийскую олимпиаду по оказанию первой помощи, в которой участвовали 24 команды со всей России. Тогда же стало известно, что КФУ станет площадкой для проведения ежегодного всероссийского турнира по оказанию первой помощи “Медатлон”. В ноябре ИФМиБ впервые принял еще одну всероссийскую олимпиаду – на этот раз по стоматологии. Кроме того, студенты-медики КФУ достойно представляли честь вуза на Всероссийских и региональных олимпиадах, проходивших как внутри вуза, так и за его пределами, где им зачастую предстояло соревноваться со студентами выпускных курсов медицинских вузов России. Так, ребята оказались среди победителей на Всероссийской студенческой олимпиаде по хирургии с международным участием, которая прошла в Уфе в декабре.
Еще одна студенческая команда института успешно выступила в Самаре на Второй Поволжской олимпиаде по терапии, став лучшей в освоении практических навыков. Кроме того, ранее студенты стали победителями Всероссийской олимпиады по стоматологии (Казань, ноябрь 2017), VII Республиканской студенческой олимпиады по хирургии (Казань, май 2017), Городских соревнований санитарных постов (май 2017) и др.
Важно отметить, что в результатах в области хирургии важную роль играет создание научного хирургического кружка в институте, где студенты старших курсов помогают младшим коллегам совершенствовать свои навыки.