Сегодня состоялось заседание рабочей группы «ФГОС 4.0» Ассоциации «Глобальные университеты» в формате видеоконференции с использованием платформы виртуальной коммуникации Zoom. От Казанского федерального университета участие в нем принял проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский. Также присутствовала директор департамента образования КФУ Алина Халилова.
Заседание было посвящено концепции ФГОС высшего образования, механизмам их реализации и обновления в условиях быстрого обновления технологий и развития междисциплинарных направлений.
В состав рабочей группы входят: со-руководитель РГ, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов, (со-руководитель РГ), ректор УрФУ Виктор Кокшаров, ректор СпбГПУ Андрей Рудской и другие. Казанский университет представил проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский.
Членам рабочей группы была представлена презентация концепции Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Михаил Стриханов предложил следующие механизмы трансформации системы ФГОС: модернизация перечня УГНС (укрупненной группы направлений подготовки и специальностей) с учетом современного состояния развития науки и образования; разработка моделей ФГОС нового поколения по УГНС, группам УГНС и областям образования; перестройка системы Федеральных учебно-методических объединений (ФУМО); модернизация системы оценки качества образования. Переход к добровольной профессионально-общественной аккредитации.
Далее выступил ректор СпбГПУ Андрей Рудской. По его словам, внедрение ФГОС должно сопровождаться методическим и информационным сопровождением и, что самое важное, требует изменений федеральных законов, постановлений правительства и других нормативных актов.
Напомним, 16 апреля при участии ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова прошло заседание Рабочей группы «Экспорт российского образования» Ассоциации «Глобальные университеты».
Касательно ФГОС 4 высказался и проректор КФУ Дмитрий Таюрский:
«Мы поддерживаем идею, что работа над ФГОС 4 должна начаться достаточно быстро. Мы направили свои предложения Рабочей группе».
В свою очередь проректор КФУ отразил важные моменты, которые должны быть учтены при построении ФГОС 4-го поколения.
«При построении «ФГОС 4.0» взять за основу принцип: Новый ФГОС ВО утверждается только в паре с соответствующей ПООП примерных основных образовательных программ (во избежание необходимости начала работы по ФГОС до соответствующей ПООП, как это имеет место с ФГОС 3++). Либо указать в приказе, утверждающем ФГОС, что набор по нему начинается не ранее года, следующего за годом утверждения соответствующей ПООП».
Также он предложил в требованиях к электронной информационно-образовательной среде организации указать, что организация имеет право использовать для реализации отдельных функций ЭИОС информационно-телекоммуникационные ресурсы иных организаций на основе двусторонних договоров.
«Предполагается целесообразным заложить в ФГОС возможность зачесть часть образовательной программы, освоенной обучающимся в в другой, в том числе зарубежной образовательной организации, помимо сетевой формы. В настоящее время это возможно только путем зачета отбельных компонентов образовательной программы (дисциплин, практик), но это означает требование освоения очень близких, почти идентичных дисциплин и практик, в то время как ценность академической мобильности в значительной степени заключается в возможности освоения дисциплин и практик, принципиально отличающихся от осваиваемых в образовательной организации и при этом ценных для формирования необходимых компетенций», - резюмировал он.
По итогам совещания Казанский федеральный университет был определен ответственным вузом за разработку пилотного проекта «ФГОС 4.0» по естественным наукам.
Сегодняшнее мероприятие не последнее. Члены рабочей группы пришли к выводу о необходимости проведения очередного совещания для обсуждения трансформации и модернизации системы ФГОС.