Социальная изоляция и ограниченное взаимодействие с другими людьми во время пандемии COVID-19 отрицательно сказались на психическом и физическом здоровье российских студентов. Таковы результаты исследования, проведенного учеными МГУ, Психологического института РАН и Казанского федерального университета.
В 2020 году пандемия спровоцировала разнообразные исследования, в фокусе которых оказались и сам вирус, и влияние пандемии на психическое здоровье человека.
О том, какое непосредственное влияние на психику и здоровье студентов вузов оказала пандемия, говорится в статье The Spread of COVID-19 in Russia: Immediate Impact on Mental Health of University Students / «Распространение COVID-19 в России: непосредственное влияние на психику и здоровье студентов вузов», опубликованной в научном журнале Psychological Studies (Springer). В коллектив авторов наряду с известными российскими учеными Людмилой Шайгеровой, Ольгой Алмазовой, Романом Шилко, Ольгой Ваханцевой, Александрой Долгих, Александром Вераксой вошел и профессор, директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин. Возглавил исследовательский коллектив российский психолог, академик РАО, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко.
«Распространение COVID-19 способствовало повышению уровня стресса и беспокойства и негативно сказалось на психическом здоровье людей во всем мире. Участие Казанского университета в подобных проектах под эгидой авторитетных в мире университетов и научных организаций позволяет внести своевременные коррективы в организацию учебного процесса в нашем вузе», – пояснил Айдар Калимуллин.
Масштабное исследование психического здоровья студентов проведено с 9 по 20 апреля 2020 года. Студенты несколько вузов из восьми федеральных округов России приняли участие в онлайн-исследовании. Общее количество респондентов составило более 3 тыс.: студенты и аспиранты, большинство из которых женщины. Средний возраст респондентов – 21 год.
Исследование, поддержанное Российским фондом фундаментальных исследований, реализовано в рамках проекта, инициированного факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Сравнивались результаты исследований, проведенных учеными ранее в течение масштабного исследовательского проекта по изучению психического здоровья студентов в период 2018–2019 годов и в период с 5 по 23 марта 2020 года.
Основное внимание в новом исследовании российских ученых уделено выявлению уровня стресса в течение трех разных периодов: задолго до начала пандемии (период 1); в первые дни распространения COVID-19 в России, но до введения мер сдерживания (период 2); во время принятия жестких мер по сдерживанию первой волны пандемии (период 3). Исследователям было интересно узнать, насколько усилилось беспокойство, какие факторы способствовали повышению или снижению уровня их тревожности.
В целом, имеющиеся в настоящее время данные позволили исследователям сделать осторожный вывод о том, что в первый период различий в уровне психологического благополучия не было выявлено. Второй и третий период характеризовались самыми высокими показателями депрессии, тревоги и стресса.
«Пандемия изменила обычный распорядок жизни студентов университетов, посягнув на него на разных уровнях. Распространение вируса в России началось в середине весеннего семестра, нарушив привычный распорядок учебного года. Со второй половины марта онлайн-формат обучения стал новой реальностью. Это изменение затронуло более 700 организаций и четырех миллионов студентов», – напомнил соавтор статьи.
Кроме дистанционного формата обучения произошли и другие изменения в привычной жизни. Изменения включали распространение социальных проблем, связанных с возвращением значительного количества студентов из других городов к родителям, режим самоизоляции в общежитиях, потерю работы и источников дохода для студентов, увеличение неравенства благосостояния, отражающееся в доступности цифровых средств обучения, прекращение внеклассных занятий и внеучебное взаимодействие с учителями и другими студентами – все эти пережитые изменения не могли не сказаться на психологическом состоянии студентов в трудных учебных и социально-психологических обстоятельствах, особенно в отсутствие или недостаточности дистанционной психологической помощи в вузах.
«В данном исследовании значительно лучшие показатели психического здоровья студентов показаны в период до COVID-19. Ухудшение произошло в период объявления пандемии и при продолжающемся ухудшении эпидемиологической ситуации, как в России, так и в мире. А через несколько недель, когда сдерживающие меры были уже приняты, стресс и тревога исчезли. Полученные данные свидетельствуют о том, что российские студенты смогли быстро адаптироваться к изменениям и уровень неопределенности в ситуации уменьшился», – отметил спикер.
При этом результаты исследования показывают, что в ситуации, когда была высока неопределенность, вызванная пандемией, шло значительное ухудшение психического здоровья студентов мужского пола. Таким образом, можно предположить, что пандемия, сдерживание, ограничения и изменения в образе жизни оказывали на мужчин более сильное влияние, чем на женщин.
Коллектив авторов считает важным публиковать результаты, которые показывают значительные колебания психических показателей здоровья и гендерные различия. Результаты этого исследования могут быть использованы при организации и оптимизации психологических услуг для таких уязвимых категорий как студенты в массовых чрезвычайных ситуациях, таких как пандемия COVID-19, а также в личных жизненных кризисах.