Ученые Казанского федерального университета рассказали, какие сюрпризы готовит Татарстану катастрофическое потепление климата, которое китайские исследователи предсказали России и другим странам Северного полушария к 2100 году.
Данные научного изыскания представителей КНР опубликованы на сайте Phys.org. Исследование показало, что с каждым годом количество летних дней возрастает (в период с 1952 по 2011 год оно увеличилось с 78 до 95 дней), а зима, весна и осень становятся короче. Если темпы потепления сохранятся, то к концу столетия летний период может увеличиться до 6 месяцев.
Как сообщил профессор кафедры метеорологии, климатологии и экологии атмосферы Института экологии и природопользования Казанского федерального университета Юрий Переведенцев, глобальное потепление климата началось на земном шаре в 70-е годы прошлого века.
«С тех пор среднегодовая температура на планете становится все выше, особенно быстро теплеет в Арктике. Если будет сохраняться такая скорость потепления, как сейчас, то все льды там растают. Существует даже мнение, что в Арктике, как на наших реках, вечных льдов не будет, а будут сезонные. Что касается России, то в нашей стране теплеет быстрее, чем в среднем в мире, причем темпы потепления на севере страны более стремительные, чем в средней полосе и на юге», – констатировал доктор географических наук.
Его коллега, доцент кафедры метеорологии, климатологии и экологии атмосферы Института экологии и природопользования КФУ Тимур Аухадеев считает, что предотвратить глобальное потепление человечеству не под силу. Люди должны адаптироваться к происходящим изменениям и постараться не допустить сильного повышения среднегодовой температуры воздуха на Земле.
«В 2015 году было принято Парижское соглашение по климату, которое впервые объединило усилия всех мировых держав по сдерживанию климатических изменений. Документ подписали 175 стран, в том числе Россия. Он направлен на то, чтобы не допустить повышения среднегодовой температуры на планете на 1,5 градуса. С этой целью разрабатываются меры по сокращению эмиссии парниковых газов, таких как водяной пар, углекислый газ, метан, озон, возникающих в результате индустриальной деятельности человека», – сообщил Т.Аухадеев.
При этом он отметил, что сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу не сможет полностью остановить глобальное потепление.
«Кроме антропогенной, есть естественная составляющая глобального потепления. Дело в том, что смена температурных режимов сопровождала планету на протяжении всей ее жизни», – пояснил он.
Одним из самых неприятных проявлений климатических изменений, с точки зрения метеоролога, является увеличение количества природных катастроф.
«Как сказал академик Обухов, в связи с глобальным потеплением климат становится "нервным" – учащаются катастрофические явления, такие как ураганы, засухи, наводнения. Есть статистика, которая показывает, что в последние десятилетия удвоилось количество неблагоприятных погодных явлений, наносящих экономический ущерб», – проинформировал географ.
Участившиеся засухи – один из факторов падения уровня воды в водоемах, что ведет к постепенному сокращению водных ресурсов, считает заведующая кафедрой природообустройства и водопользования Института управления, экономики и финансов КФУ Нафиса Мингазова.
«Практически каждый год в жаркий период мы наблюдаем не только цветение водоемов, но и падение уровня воды. Это очень опасная для водных объектов тенденция. К примеру, во время засухи 2010 года уровень воды в Волге упал на 4 метра, – говорит Нафиса Мансуровна. – Мы думаем, что водоемов у нас много. Но это не совсем так. Да, у нас в Татарстане находится крупнейшее в Европе Куйбышевское водохранилище, есть более 8 тысяч озер. Но 40 лет назад озер было около 10,5 тысяч. В нашей республике, по разным оценкам, от 2 до 8 тысяч рек, примерно 700 прудов и около 2 тысяч малых и больших водно-болотных угодий. С одной стороны, это много. Но среди этих водных объектов – значительное количество малых озер, ключей, родников, которые стремительно исчезают. Я занимаюсь научной деятельностью более 40 лет, и на моей памяти очень много озер, которые уменьшили свою площадь. А сколько водных объектов за это время высохло! Новые появляются в природе достаточно редко, по крайней мере в нашем регионе».
По словам ученого, продлить жизнь водных объектов, которые являются временными образованиями, человек может, если будет заботиться о сохранении их территории водосбора.
«Только леса сохраняют гидрологический режим. Тенденции к уменьшению площади водных объектов способствует обезлесивание, застройка территорий водосбора и температурный фактор. Как специалист по экореабилитации, восстановлению водных ресурсов, хочу отметить, что задача по восстановлению является очень сложной. В первую очередь, нам надо думать о сохранении водосборов водных объектов, об их облесении», – подчеркнула Н.Мингазова.
Какими будут леса и другая растительность, когда в нашей полосе значительно потеплеет, рассказала заведующая кафедрой ботаники и физиологии растений Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Ольга Тимофеева.
«Некоторые ученые предполагают, что потепление климата в результате парникового эффекта, вызванного повышением углекислого (и некоторых других) газов в атмосфере, приведет к более буйному росту растительности. Они утверждают, что колебания углекислого газа в атмосфере были всегда. Повышение углекислого газа способствует более активному фотосинтезу, более быстрому развитию листовой поверхности. Углекислый газ стимулирует рост растений. Это может привести к разрастанию растительности. Чем выше фотосинтез, тем больше будет поглощаться углекислого газа и выделяться кислорода. Количество углекислого газа в атмосфере начнет снижаться. Все естественным образом может нормализоваться без человека», – изложила доктор биологических наук одну из гипотез.
При этом она добавила, что такие колебания углекислого газа в атмосфере были, когда человека еще не существовало. А сейчас при прогнозировании климатических изменений необходимо учитывать антропогенный фактор.
В любом случае, если климат станет теплее, биоразнообразие изменится, считает О.Тимофеева:
«То, что было характерно для нашей полосы, может исчезнуть. В то же время могут появиться новые, например тропические, виды растений и животных. Тропические насекомые могут стать переносчиками болезней, которых раньше у нас не было».
Доцент кафедры зоологии и общей биологии Института фундаментальной медицины и биологии Николай Шулаев уверен в том, что свой ареал обитания некоторые животные уже изменили.
«В этом столетии некоторые виды животных, в частности насекомые, продвинулись на север, и мы это зарегистрировали. Того же богомола в прошлом веке в Татарстане не было. А его присутствие не заметить невозможно. Сейчас богомола можно встретить даже в пригороде Казани», – проинформировал специалист по насекомым.
Вместе с тем прогнозировать, какой именно вид животных продвинется на север, по мнению Н.Шулаева, нельзя.
«Если потепление климата будет сопровождаться опустыниванием, то комаров, которые являются переносчиками опасных заболеваний, скорее всего, у нас не будет, поскольку им нужна повышенная влажность. Их личинки обитают в воде», – успокоил Николай Вячеславович.
О причинах глобального потепления и методах борьбы с ним рассказала директор Института экологии и природопользования КФУ Светлана Селивановская.
«В природе все процессы происходят циклично. Вполне возможно, что мы сейчас находимся на этапе природного повышения температуры. Но, в любом случае, имеет значение и антропогенный фактор. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт – это основные источники увеличения парниковых газов в атмосфере, которые являются климатически опасными. Страны, подписавшие Парижское соглашение по климату, взяли на себя обязательство уменьшить объемы выбросов в атмосферу этих опасных газов. Каким образом это делать, каждое государство решает самостоятельно», – рассказала Светлана Юрьевна.
Чтобы сократить выбросы парниковых газов, по мнению С.Селивановской, человечество должно создавать новые, экологичные технологии.
«Есть два вида таких технологий: одни позволяют уменьшить выбросы, а вторые направлены на то, чтобы забирать климатически активные газы из воздуха и связывать углерод. Технологии промышленного связывания, в частности, активно развивают геологи КФУ. Кроме того, всем известно, что большое количество диоксида углерода поглощают леса. Если увеличивать их площадь, то количество углекислого газа в атмосфере будет падать», – сообщила директор ИЭиП КФУ.
Она отметила, что КФУ создает в Татарстане карбоновый полигон. На нем будут проводиться исследования по разработке технологий измерения и анализа поглощения углекислого газа почвами и лесными массивами.
«Мы будем исследовать влияние возраста леса на то, сколько углерода он может запасти. Плюс к этому мы планируем посадить там деревья, которые быстро растут и быстро накапливают биомассу, а значит, поглощают много двуокиси углерода. В наших планах также отработка технологий земледелия, которые будут способствовать связыванию углерода», – сказала в заключение Светлана Селивановская.