Коллектив ученых НИЛ «Трансляционная онкология» Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета установил основные области метастазирования опухолей невыявленной первичной локализации (ОНПЛ).
«При диагностике онкологических заболеваний у 95 процентов пациентов опухоль выявляется в тех органах, в которых она начала свое развитие. Этот принцип определяет схему лечения. Так, например, препараты для лечения рака почки и рака предстательной железы будут отличаться. Однако у 5 процентов пациентов первичный очаг может быть настолько мал, что заболевание удается обнаружить только на момент развития метастаз, что само по себе является неблагоприятным фактом для больного и исключительно сложной задачей для онкологов. Такую группу опухолей называют опухолями невыявленной первичной локализации, или ОНПЛ», – рассказала младший научный сотрудник НИЛ «Трансляционная онкология» Мария Золотых.
Пациентов с ОНПЛ можно условно разделить на две группы, отметила она.
«У первой группы пациентов (она составляет 20 процентов от общего количества) ОНПЛ поддается лечению. К этой группе, например, относятся те, у кого есть единичные метастазы плоскоклеточного рака в паховых или шейных лимфатические узлах. Вторая группа (80 процентов от общего количества) – это пациенты с неблагоприятным прогнозом, из них только половина переживет рубеж в 6 месяцев после постановки диагноза», – сообщила М. Золотых.
Мария добавила, что развитие методов молекулярной диагностики, а также индивидуальный подход к лечению пациентов открывают новые возможности в борьбе с ОНПЛ для врачей.
Основная задача для ученых – разобраться, откуда приходят опухолевые клетки при ОНПЛ, и по какому принципу они выбирают орган, чтобы дать начало новой, так называемой вторичной опухоли.
«Еще в 1889 году Стивен Пэджет предложил теорию метастазирования, получившую название "семени и почвы" (seed and soil). Ее суть заключается в следующем: для роста метастаз ("семя" в данном случае – единичная циркулирующая в кровотоке опухолевая клетка) необходимо наличие подходящей среды в окружающих тканях ("почвы"). Говоря простыми словами, вторичная опухоль развивается в тех тканях, в которых окружающие условия изначально благоприятствуют ее росту, – говорит заведующая НИЛ «Трансляционная онкология» Регина Мифтахова. – Мы предполагаем, что, установив, где образовались метастазы, мы сможем выяснить, где могла образоваться первичная опухоль».
Коллектив НИЛ «Трансляционная онкология» изучает процессы метастазирования при различных типах онкологических заболеваний, чтобы приблизиться к раскрытию загадок ОНПЛ.
«На первом этапе мы провели аналитическое исследование, благодаря которому нам удалось собрать статистические данные о наиболее распространенных областях метастазирования опухолей известной первичной локализации, локализации метастатических очагов при ОНПЛ и частоте обнаружения первичных очагов для каждой из них. Так, например, было обнаружено, что новообразования при ОНПЛ наиболее часто обнаруживают в печени, легких и плевре, центральной нервной системе, брюшине и лимфатических узлах. При этом виновником зарождения метастазов в мозге, печени и костях является рак легкого, а при обнаружении ОНПЛ в легком – рак предстательной и щитовидной железы. В некоторых случаях это совпадает с картиной распространения метастазов при онкологических заболеваниях, в которых первичная опухоль уже известна, в некоторых – нет. Наша задача – понять, что отличает эти два процесса», – поделилась Регина Мифтахова.
Полученные сотрудниками НИЛ «Трансляционная онкология» результаты опубликованы в журнале Critical Reviews in Oncology/ Hematology. Сейчас научный коллектив планирует проведение экспериментальной работы по идентификации и профилированию редких циркулирующих в крови опухолевых клеток для определения наиболее агрессивных фенотипов, а также для выявления новых потенциальных маркеров метастазирования. Работа выполняется в сотрудничестве с коллективом Республиканского онкологического диспансера им. профессора М.З. Сигала и поддержана Российским научным фондом (грант № 22-74-10115).