Заведующая кафедрой прикладной и экспериментальной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Клиническая лингвистика» КФУ Елена Горобец рассказала о том, какая работа ведется сотрудниками лаборатории в сфере речевой реабилитации.
Существует немало заболеваний, которые приводят к тому, что человек теряет речь, способность общаться с окружающими. Ученые КФУ и врачи Университетской клиники занимаются реабилитацией детей и взрослых с различными речевыми патологиями и когнитивными нарушениями.
Помогать пациентам с речевыми расстройствами ученые КФУ начали больше 10 лет назад.
«Всё началось достаточно давно с того, что мы стали работать с детьми, которые тогда казались безнадежными. У нас был коллектив из лингвистов, психологов, врачей. Мы поставили перед собой задачу – помочь этим детям. К счастью, у нас это получилось. Эти дети, бывшие сенсомоторные алалики, учатся сейчас в обычных школах, их невозможно отличить от сверстников. Это, конечно, не значит, что можно помочь ста процентам детей, но это значит, что мы правильно определили, что с ними происходит и что мы должны делать. У нас хорошая команда. Это врачи-неврологи, психологи, лингвисты, врачи-психиатры, коррекционные педагоги», – сообщила Е.Горобец.
По словам ученого, детей с речевыми расстройствами с каждым годом становится все больше. Задача родителей – как можно раньше обратиться к специалистам, чтобы помочь ребенку. По мнению Елены Горобец, многие ученые сегодня считают, что увеличение количества патологий развития связано со сменой информационного пространства и широким распространением гаджетов, которые нередко оказываются в руках совсем маленьких детей.
«Я за внедрение информационных технологий, например, в учебный процесс, но надо понимать, чем отличается мозг зрелого человека от формирующегося мозга ребенка. До пяти лет ребенку не нужны гаджеты, только после пяти лет их можно давать детям, да и то дозированно», – выразила свою точку зрения Е.Горобец.
Дети с задержкой психического развития, с речевыми проблемами или с расстройствами аутистического спектра, с точки зрения Елены Горобец, обязательно должны посещать детские сады с целью развития навыков социализации.
«Наша работа стала возможной благодаря тому, что Казанский университет имеет клинические базы – Университетскую клинику и Научно-клинический центр прецизионной и регенеративной медицины, где есть отделение нейрореабилитации, совместно с которым мы работаем с пациентами. А в лаборатории «Клиническая лингвистика» ИФиМК мы реализуем целый ряд проектов, связанных с разработкой лингвистически валидных диагностических, абилитационных и реабилитационных материалов, методов коррекции речевых патологий», – проинформировала Елена Анатольевна.