В Академии наук Республики Татарстан прошел научный лекторий «Просто о главном», на котором презентовали свои проекты ученые Казанского федерального университета.
Старт лекторию, приуроченному ко Дню российской науки, дал президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов.
Программа мероприятия состояла из двух частей: «Траектория образовательного прорыва: популяризация, инновации, сотрудничество» и «Наука как образ жизни: от фундаментальных знаний до прорывных технологий».
Представители КФУ выступили в качестве спикеров в первой части мероприятия. «Цифровой учебник по физике нового поколения. Опыт реализации и перспективы» – так называлась лекция профессора кафедры общей физики Института физики КФУ Александра Фишмана. В ходе нее он презентовал созданную им совместно с доцентом этой же кафедры Андреем Скворцовым линейку мультимедийных учебников по физике для школы.
«Была представлена новая стратегия создания цифровых образовательных пособий, в том числе учебников, – сказал после выступления А. Фишман. – Мультимедийные учебники можно быстро адаптировать к новым достижениям информационных технологий».
О концепции программы совершенствования естественно-научного образования в Республике Татарстан «Физико-химический прорыв» рассказали директор Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ Марат Зиганшин и директор Института физики КФУ Марат Гафуров.
Вначале М. Зиганшин проинформировал о предпосылках создания этой программы, опыте работы КФУ с учителями и учащимися школ республики, затем М. Гафуров представил главные положения этого проекта.
«Основная задача, которая стоит перед нами в настоящее время, – это подготовка инженерных кадров и кадров для научных разработок для технологического лидерства Российской Федерации. Она невозможна без глубокого знания естественно-научных дисциплин», – сообщил М. Зиганшин.
Директор Химического института перечислил проблемы, которые существуют на сегодняшний день: недостаток педагогов естественно-научного профиля в школах, разрыв между школьным и вузовским образованием, снижение интереса школьников к математике и естественно-научным дисциплинам и др.
«Для решения проблемы нехватки педагогов в КФУ увеличен прием на бюджетные места по некоторым направлениям подготовки учителей на следующий учебный год», – отметил он.
Далее Зиганшин рассказал об особенностях работы со школьниками в Химическом институте и Институте физики КФУ.
М. Гафуров в ходе своего выступления сообщил, что главной целью программы «Физико-химический прорыв», инициированной руководством Республики Татарстан, является повышение качества обучения физике и химии в общеобразовательных организациях. КФУ станет центром научно-методической поддержки проекта, который планируется реализовывать совместно с ФИЦ «Казанский научный центр РАН», Казанским национальным исследовательским технологическим университетом, Татарским детским издательством, студией «Татармультфильм», Минобрнауки РТ.
Запланировано создание цифровых мультимедийных учебных материалов («Живая химия», «Интерактивные мультимедийные задачи по физике» и др.), аппаратно-программных учебных комплексов («Лаборатория практикума по физике» и др.), онлайн-курсов по физике и химии для учителей и многое другое.
Кроме лектория, в Академии наук РТ прошли мастер-классы по физике, астрономии, информационным технологиям, искусственному интеллекту и др.