В последнее время жители республики сильно обеспокоены известием о строительстве нового нефтегазохимического комплекса. Соцсети продолжают активно "подогревать" возникшее беспокойство, где угрожающим лейтмотивом звучит слово "химия". Жители городов предполагают, что новое химическое производство дополнительным бременем ляжет на экологию. Бесспорно, незнание и неведение полной картины происходящего рождает слухи, страхи и, как правило, вызывает бессмысленную панику.
Что же на самом деле представляет собой новый промышленный проект? Насколько он экологически безопасен и рентабелен с экономической точки зрения? – чтобы развеять страхи и сомнения, на эти волнующие вопросы ответили эксперты приоритетного направления «Эконефть» Казанского федерального университета.
Так, например, по словам научного сотрудника НИЛ «Промышленный катализ» Дмитрия Яхварова, сам по себе малеиновый ангидрид малотоксичен по сравнению с некоторой продукцией бытовой химии, которая есть почти в каждом доме.
«Малеиновый ангидрид – это вещество, которое легко вступает в реакции, поэтому о его токсичности говорить очень сложно. Оно либо окисляется, либо образует соединения с другими веществами. Его используют как отвердитель полимерных смол или клеев, его также применяют в фармакологии, в частности для производства янтарной кислоты. Это как резать лук на кухне: в большой концентрации малеиновый ангидрид, как и любое химическое вещество, может вызвать раздражение глаз или других слизистых оболочек. Но на функции организма малеиновый ангидрид не влияет и не накапливается в организме. Любые фенолформальдегидные или полиэфирные смолы, пластики, клеи содержат более опасные соединения, чем малеиновый ангидрид», – отмечает ученый.
Реализуя проект по выпуску малеинового ангидрида, сотрудники производства смогут использовать новейшую итальянскую технологию лицензиара Conser, основанную на реакции по окислению попутного нефтяного газа бутана, который поступает на Миннибаевский ГПЗ с месторождений Татарстана. Данная технология уже проявила себя на четырех европейских заводах. Так, аналогичные производства есть в США, Объединенных Арабских Эмиратах и в Китае.
Сам по себе малеиновый ангидрид не опасен, другое дело, что в прежние годы его производили каталитическим окислением бензола, а это старая и небезопасная технология. На Миннибаевском ГПЗ его планируют выпускать из бутана по технологии замкнутого цикла. Новая технология, основанная на бутане, практически не влияет на экологию при условии контроля за технологическими жидкостями, которые участвуют в процессах охлаждения или нагрева оборудования. "Но это вопрос уже технологии, а не химии», – подчеркнул профессор Дмитрий Яхваров.
Впрочем, при несоблюдении норм безопасности любое химическое вещество может представлять опасность, в том числе и попутный нефтяной газ, который необходимо утилизировать. Тогда почему бы не производить из него малеиновый ангидрид, причем на площадях, которые уже подготовлены к обращению с углеводородным сырьем? – предположил доцент Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ Руслан Кемалов.
«Малеиновый ангидрид – продукт с высокой добавленной стоимостью, у него есть высокие внутренний и внешние рынки сбыта. Это гарантированный заработок для татарстанцев, поступление налогов в бюджеты, развитие технологий, подготовка и обучение кадров», – рассказал исследователь.
По словам доцента, в обращении малеиновый ангидрид не опаснее бензина, хотя сравнивать химические вещества некорректно, поскольку каждый продукт газохимии уникален и имеет свое предназначение.
Известно, что для создания нефтегазохимического комплекса будут привлечены самые передовые зарубежные технологии, обеспечивающие высокие экономические показатели и экологические требования.
Компания «Татнефть» приняла решение ускорить строительство первого в России производства по выпуску малеинового ангидрида. Завод планируется ввести в 2021 году, на год раньше заявленного срока. К слову, данная нефтяная компания и Казанский университет имеют давнюю совместную историю. Например, генеральный директор ПАО «Татнефть» входит в попечительский совет университета. На правах партнеров КФУ и «Татнефть» активно расширяют число совместных научно-исследовательских проектов. Одним из таких направлений для дальнейшей совместной работы вполне могут стать исследования в области термических методов увеличения нефтеотдачи. Интерес у специалистов Центра вызвала и так называемая «труба горения» – установка, позволяющая проводить исследования различных методов добычи нетрадиционной нефти.
Историю активного сотрудничества, научных прорывов и производственных достижений готовы дополнить новые инициативы исследователей «Эконефти». Как отмечают разработчики, проекты смогут вызвать интерес и у других нефтяных компаний.
В завершение стоит отметить, что на сегодняшний день в России нет предприятий по выпуску малеинового ангидрида, вся продукция завозится из-за рубежа. Строительство нефтегазохимического комплекса позволит привлечь в экономику Альметьевского района около 80 млрд рублей инвестиций, создать свыше 4,1 тыс. рабочих мест. Однако последнее слово в реализации проекта все же останется за местными жителями.