Стабильное развитие многочисленных направлений и профилей подготовки, реализуемых в рамках деятельности Высшей школы международных отношений и востоковедения и Высшей школы иностранных языков и перевода Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ и традиционно пользующихся вниманием абитуриентов, на сегодняшний день успешно «поставлено на рельсы». В обеих высших школах действуют образовательные программы полного цикла, в которые при необходимости вносятся дополнительные элементы. Так, например, с нового учебного года экономические профили подготовки в области международных отношений будут выделены в структуру специализированного подразделения – кафедры международных экономических отношений и внешних экономических связей.
Теперь на очереди нововведения в образовательном процессе Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия. О предстоящих изменениях рассказывает директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов.
Что год текущий нам готовит?
Уже в этом году в рамках Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия открывается набор на ряд новых бакалаврских и магистерских программ. Среди них, прежде всего, стоит отметить междисциплинарную программу на направлении «Регионоведение России» (профиль «Россия и ее регионы в сфере международных отношений (с углубленным изучением иностранных языков)".
По своей структуре и вариативности она ориентирована на модель Russian studies, представленную сегодня во многих университетах Европы, США и Канады. Однако в отличие от зарубежных образовательных программ, нацеленных на получение студентами базовых знаний по русской истории, культуре России и русскому языку, наша программа адресована российским студентам и нацелена на углубленное изучение дисциплин и получение компетенций, которые не затрагиваются в базовых историко-культурологических курсах.
Кстати, в планах и открытие профиля магистерской программы, ориентированной исключительно на иностранных граждан с обучением на английском и китайском языках, - «Россиеведение», направленного на развитие междисциплинарного изучения культуры и политики России и стран постсоветского пространства, а также межкультурной интеграции на постсоветском и мировом пространстве.
Важно отметить, что описываемый курс «Россия и ее регионы» никоим образом не подменяет основную образовательную программу, целью которой является изучение исторического прошлого нашего государства. В данном случае внимание будет сосредоточено прежде всего на особенностях современного развития субъектов России. В частности, студенты будут обстоятельно изучать экономику и право, социально-политическую систему Российской Федерации, международные экономические и гуманитарные отношения и внешнеэкономические связи регионов. Здесь особо будут учитываться экономические аспекты развития субъектов, особенности формирования их взаимодействия с другими регионами как России, так и зарубежных стран (в рамках СНГ, сообществ ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС и т.д.). Обязательная составляющая обучения - углубленное изучение иностранного языка, в том числе в аспекте межкультурной коммуникации и деловых переговоров.
Большой стимул в текущем году будет придан и развитию образовательных программ, связанных с изучением и сохранением историко-культурного наследия. В частности, на направлении «История искусств» открываются профили подготовки «История искусств тюрко-мусульманского мира», а также «Реставрация историко-культурного наследия», связанный с сохранением объектов наследия. Следует отметить, что эта учебная программа является уникальной для России. На сегодняшний день в КФУ разработана единственная комплексная система подготовки реставраторов: в отличие от традиционно сложившейся в России системы подготовки специалистов по какому-то одному выбранному направлению – металл, ткани, кожа, костяные изделия, дерево, стекло, керамика и другие, – в нашем случае слушатели магистратуры овладеют навыками реставрации по нескольким направлениям одновременно. Такая система подготовки реставраторов зарекомендовала себя в США и ряде стран Европы.
При этом в стране на сегодняшний день есть объективная потребность в высококвалифицированных кадрах в этой области. Как в Татарстане, так и по всей России в рамках Стратегии государственной культурной политики до 2030 года активно разрабатываются и реализуются проекты по включению тех или иных объектов в список Всемирного наследия, а эта работа, в свою очередь, предполагает участие в ней реставраторов. Кроме того, реставраторы всегда востребованы в музеях, художественных галереях, аукционных домах, антикварных магазинах, а также частных реставрационных компаниях.
В этой связи, очень актуальным на бакалавриате представляется новый профиль «Международный и национальный музейный менеджмент с углубленным изучением иностранных языков», открытый нами на базе направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». К слову, параллельно в Высшей школе международных отношений и востоковедения по направлению подготовки «Международные отношения» начнут реализовываться и магистерские программы «Всемирное культурное наследие: международный менеджмент» и «Диалог и партнерство цивилизаций», направленные на подготовку специалистов для работы в международных организациях, деятельность которых связана с управлением объектами историко-культурного наследия, развитием гуманитарного сотрудничества.
Сквозь призму истории
Теперь остановимся на более отдаленных перспективах. Они также преимущественно связаны с разработкой новых профилей подготовки специалистов в области исторических наук и, в частности, всеобщей истории, набор на которые должен быть открыт в 2018 году. Прежде всего, в Высшей школе исторических наук и всемирного культурного наследия будет запущена образовательная программа «Историческая политология». Дисциплины "История" и "Политология" развиваются в самом тесном взаимодействии. Известный английский историк Э.Фримен не случайно говорил: «История - это прошлая политика и политика - это сегодняшняя история». Более того, в исторической науке существует самостоятельный раздел - "Политическая история", которая изучает основные направления и тенденции политического развития человеческих сообществ в прошлом.
В отличие от традиционных истории и политологии, в программе акцент сделан на углубленном изучении мировой политики и развития политических институтов разных стран в сопоставлении с историей становления российской политической системы. На сегодняшний день это направление подготовки уже активно развивается в таких вузах, как Московский государственный университет им. Ломоносова, Московский государственный педагогический университет и др.
Не менее интересной представляется разрабатываемая программа по профилю «Историческая урбанистика». Изучение истории становления и развития городской цивилизации, проведение сравнительного анализа позволяет специалистам в области урбанистики формировать комплексные методы управления городским пространством и выявлять его сильные и слабые стороны. Кроме того, это дает возможность разрабатывать концепции и векторы развития города, оптимально вписывать программу городских изменений в сложившиеся на трансформируемой территории традиции и исторические особенности.
В перспективе выпускник программы сможет работать как в научно-исследовательских организациях, связанных с решением организационно-управленческих проблем развития городской среды, так и в различных службах городского управления - исполнительных и представительных органах местного самоуправления, а также в туристических агентствах, библиотеках, музеях. Востребованы урбанисты будут и в предпринимательских структурах города, культурно-просветительских и экспертно-аналитических центрах.
Возрождена будет в Казанском университете в полной мере и подготовка документоведов-архивистов. ИМОИиВ подготовлен пакет соответствующих программ по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение». Причем, речь идет о подготовке специалистов не только для традиционной работы в архивах, но и для работы с текущими архивами самых различных организаций, корпораций, частных компаний, ведь обучаться они будут, в том числе, и электронному документоведению. База для запуска программы уже наработана – новейшие разработки и методики в области документооборота изучены сотрудниками института, учебные планы сформированы, осталось получить лицензию.
Публичная история как показатель уровня развития исторической мысли в вузе
Сегодня актуальным для российской действительности является вопрос развития такой отрасли исторической науки как «Публичная история». Это своего рода взгляд на кухню исторической науки. Становление этой области знания в России началось всего пять лет назад – в 2012 году. А сама цель ее появления тесно связана с желанием как преодолеть растущую пропасть между академической историей и обществом, так и удовлетворить общественный запрос на историю. Иными словами, речь идет о развитии системы полноценного взаимодействия историков-профессионалов с широкой публикой, при которой бы общественность не была пассивным потребителем предлагаемых знаний, а, напротив, вовлекалась бы в научную деятельность, участвовала бы в научной экспертизе. Несмотря на то, что эта область знания в России еще только начинает развиваться, в Казанском федеральном университете уже есть все необходимое для разработки программы подготовки специалистов на данном направлении. Кроме того, создание такого профиля подготовки в стенах вуза позволит дополнительно привлечь в университет для преподавания и проведения соответствующих научных исследований ведущих российских ученых в области исторических наук.
С планом приема на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета можно ознакомиться здесь, а по образовательным программам магистратуры здесь.