Курс «Формирование коммуникативных навыков у детей как профилактика проблемного поведения», являющийся частью многомодульной программы повышения квалификации в области системной интеграционной межэтнической психологии, прошел на базе Ресурсного центра КФУ по развитию исламского и исламоведческого образования.
Сегодня дети зачастую сталкиваются с существенными трудностями в процессе интеграции в общественную жизнь, налаживание коммуникации со сверстниками в случае смены школы или начала обучения в каком-либо новом кружке может стать действительно большой проблемой, особенно если речь идет о подростках. Не исключением являются и дети из религиозных семей, к тому же они зачастую сталкиваются с дополнительными трудностями в силу своего образа жизни, а также внешнего вида. Так, попадая в стандартную российскую школу, ребенок из мусульманской семьи, придерживающийся семейных традиций, нередко становится "белой вороной" и, к сожалению, отнюдь не в хорошем смысле – он не может найти контакт со сверстниками, а, следовательно, может стать объектом для насмешек или попросту изгоем, что может привести к деформации его личности и различным вариантам ассоциативного поведения.
Предупреждать подобное развитие событий, несомненно, призваны специалисты, работающие с детьми, как в обычных образовательных учреждениях, так и в религиозных образовательных организациях. Они должны помочь каждому ребенку овладеть специальными коммуникативными навыками, которые позволили бы ему войти в любое общество, будь оно религиозным или светским, не теряя при этом своей индивидуальности. Разумеется, педагог и сам должен обладать развитыми коммуникативными навыками, чтобы уметь найти подход к каждой семье и каждому ребенку, а также помочь сформировать верную детско-родительскую коммуникацию в отдельно взятой семье. Эти темы поднимались в рамках 36-часового курса повышения квалификации для педагогов, психологов и специалистов, работающих с детьми в религиозных образовательных организациях.
«Говоря о том, каким мы хотели бы вырастить молодое поколение, прежде всего нужно учитывать, кто влияет на процесс его формирования. Во-первых, это, конечно, родители, во-вторых, педагоги, в-третьих, духовные наставники, а в-четвертых – общество в целом. Для того чтобы юное поколение росло в гармонии, необходимо, чтобы, как минимум, первые три стороны придерживались одной выверенной линии поведения с детьми, основанной на знании психологии. Именно на трансляцию такого рода знаний и был направлен наш курс, - отметила разработчик курса Лейсан Ганиева. – Необходимо понимать, что само по себе ассоциативное поведение у детей не появляется, за каждым таким фактом стоит своя история. Поэтому, помимо непосредственно разбора методик формирования коммуникативных навыков у детей из религиозных семей, в рамках курса мы сделали акцент на анализе различного рода дисфункций самой семейной системы – определить проблему - значит сделать существенный шаг к ее последующему решению».
В целом в многомодульную программу повышения квалификации заложены самые разноплановые темы. Среди них духовно-нравственное воспитание молодежи, методы преподавания и программное насыщение для религиозных учреждений, технологии решения жизненных задач, качественный подход в профориентации, организация работы в дошкольных развивающих центрах, межпоколенческое воспитание и передача исламских традиций и прочее.
К слову, лекторами программы являются специалисты с большим опытом психолого-педагогической работы - преподаватель Института «Озарение» Клиники Инсайт Гульназ Ахметзянова, психолог–консультант по семейной психологии в образовательном центре «Хакима» Хава Шайдуллина, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ЧУВО «Российский исламский институт» Гульназ Галявиева, директор Детского центра «Нурлы» Ландыш Фатыхова, руководитель проекта развития души, личности и укрепления родственных отношений «Экология отношений и достижений» Анастасия Корчагина, доцент кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, доцент кафедры школьной психологии МГППУ РФ, член редколлегии журнала «Ислам в современном мире» Ольга Павлова и автор программы повышения квалификации, организатор творческой группы «Бэхет ачкычы» Лейсан Ганиева.
Стоит заметить, что проект по организации полноценной работы с мусульманскими семьями действительно приносит свои результаты. Так, судя по обратной связи, а также тестированию на выходе после каждого модуля, слушатели курсов не только успешно осваивают упомянутые программы, но и, в свою очередь, удачно транслируют их уже на свое окружение, делясь столь необходимыми знаниями по воспитанию юного поколения с представителями мусульманской уммы.