Департамент по информационной политике Казанского федерального университета продолжает просветительский проект «17 ценностей России». Заведующая кафедрой социальной философии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Ольга Порошенко и доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Ильдар Абитов рассказали о значении высоких нравственных идеалов, роли крепкой семьи в жизни человека и общества, а также о созидательном труде как важнейшей форме человеческой активности.
С позиций философии нравственные идеалы – это не абстрактные формулы или набор внешних правил, а внутренний ориентир, то, что определяет способность различать добро и зло в любых жизненных ситуациях. О. Порошенко подчеркивает, нравственность отличается от морали.
«В человеческой жизни любые идеалы воплощаются в поступках. Нравственность, в отличие от морали, есть внутреннее качество отдельного человека, его камертон разграничения добра от зла. Согласно которому человек в каждом конкретном поступке необходимо и осознанно проявляет свое единственное, ни на кого не похожее, данное только ему бытие (свое существование). Каждый человек уникален, его место в мире никем занято быть не может, поэтому он сам несет единоличную ответственность за воплощение общечеловеческих ценностей добра и блага в каждом своем действии и отношении: культурном (творение и созидание), социальном (общение и взаимодействие), моральном (общественные нормы), личном (отношение к себе). Обладая ответственностью перед обществом, стремясь сделать его лучше, человек сам на основе приобретенного опыта и знаний в течение всей жизни "работает" на развитие своего нравственного идеала. И к счастью, мы знаем много людей в истории человечества, кому удалось его достичь. В целом можно сказать, что человеческая жизнь – это всегда нравственная жизнь. А жизнь общества – многогранная синергетическая совокупность жизней людей. Поэтому чем выше индивидуальные нравственные идеалы, тем выше нравственный идеал всего общества», – отметила она.
Ильдар Абитов подчеркнул иную, но дополняющую сторону. По его словам, высокие нравственные идеалы выводят человека за пределы личных потребностей и помогают ему совершать сложные нравственные выборы. Идеалы становятся своеобразной путеводной звездой, задающей направление движения личности.
«Особенно важно, когда они воплощены в понятных и близких образцах поведения – героях книг, фильмов, сказок. Конкретный пример делает любую ценность живой и доступной для понимания, особенно для детей и подростков», – объяснил специалист.
Словосочетание «крепкая семья» в русском языке многослойно. Ольга Порошенко предлагает посмотреть на него через смысловые корни трех слов: «крепость», «я» и «семь».
«Я – это неотъемлемая часть личности, с помощью которой мы общаемся с собой и другими людьми, сохраняя свои намерения, цели и способы принятия решений. Число семь в философии символизирует тайну, мудрость и совершенство, поскольку оно часто связывается с завершенными циклами, мировым порядком и космическими законами. Обобщая и связывая все эти значения, можно сказать, что крепкая семья – защищенный (безопасный) микрокосм, малая модель мирового порядка, в которой на основе мудрых взаимоотношений между всеми ее членами совершается таинство достижения общих целей, намерений и результатов. Скажем так, настоящая сильная семья сбывается только тогда, когда отдельные эгоцентрические "Я" принимают осознанное решение быть вместе, возделывать созданную ойкумену и охранять уникальную, ни на кого не похожую общность от всех внешних вызовов и рисков», – пояснила эксперт.
С психологической точки зрения семья – это группа людей, которых объединяет не только генетическая общность или совместный быт.
«Она выполняет множество важных функций: воспитание детей; проявление любви и заботы; удовлетворение эмоциональных потребностей; обеспечение безопасности и контроля; ведение хозяйства; передача опыта; формирование чувства принадлежности к роду и истории. В семье человек учится быть родителем, партнером, членом сообщества. Она помогает ощущать связь поколений и формировать устойчивое чувство опоры», – рассказал И. Абитов.
Необходимо отметить, что современная философия различает понятия "работа" и "труд".
«Работа – это некие действия, чаще всего алгоритмического характера, в результате которых идет процесс превращения одного вида энергии, материала, состояния, продукта в другой. В век высоких технологий все, что связано с "работой", может быть отдано на откуп машинам, технологическим агентам, искусственному интеллекту. Труд же традиционно в философии рассматривался как фундаментальное условие существования и развития человечества, как процесс, раскрывающий личность, ее способности и ценности. Он всегда связан с преобразованием природы или окружающего мира, в результате чего создаются новые материальные и духовные блага. Современный человек живет среди всех этих благ (от городов до смартфонов), созданных самими же людьми», – проинформировала заведующая кафедрой социальной философии.
По словам эксперта, когда мы говорим о созидательном труде, делаем акцент на усилении важности для отдельного человека и общества в целом созидания улучшенных и более полезных результатов своей деятельности. В этом смысле мы хотим выйти за пределы повторения и воспроизведения когда-то созданных образцов в пространство инноваций и любых прорывов в будущее. Поэтому сферами именно для созидательного труда испокон веков были образование, наука, искусство, новые производства.
Психолог объясняет, что созидательный труд важен не только для общества, но и для самого человека. Он помогает чувствовать собственную полезность, способность влиять на окружающий мир, уверенность в своих силах.
«Созидательный труд формирует самоэффективность – ощущение, что мы способны справляться с задачами и достигать результатов, делает личность более устойчивой, уверенной, социально включенной», – заключил И. Абитов.
Ранее в рамках проекта Департамента по информационной политике вуза «17 ценностей России» эксперты раскрыли смысл таких ключевых категорий, как патриотизм, гражданственность и служение Отечеству.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.
137