Профессиональное выгорание - не пустые слова. Психологи уверяют, что основной причиной этого явления является необходимость сотрудника проявлять чувство заботы: врачу - о больном, преподавателю - об ученике, консультанту - о клиенте.
В профессии учителя профессиональное выгорание неизбежно. Вопрос в том, когда оно наступает. Научиться определять синдромы эмоционального выгорания и грамотно справиться с проблемой поможет разработанная на кафедре педагогической психологии Института психологии и образования КФУ Программа повышения квалификации для педагогов-психологов «Профилактика профессионального выгорания педагогических работников».
"Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, учителя буквально «сгорают» на работе, - поделилась с журналистом один из разработчиков Программы, доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ Резеда Хусаинова, уже много лет занимающаяся изучением проблемы профессионального выгорания учителей Татарстана. - А как иначе? Ведь большая часть рабочего дня учителя протекает в напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение» и «выгорание».
По словам Резеды Мунировны, на сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания - достаточно распространенное явление.
"Педагоги стремятся отрицать собственные психологические затруднения, - продолжает Резеда Мунировна. - Учителя любят и привыкли «быть сильными». Зачастую первые симптомы синдрома выгорания педагоги расценивают как признак собственной «слабости» и не обращаются за помощью к психологам.
А в это время отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушающих психическое здоровье.
"Серьезной проблеме современного образования, какой является эмоциональное выгорание педагогических работников, подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет с опытом работы в школах от 10 лет. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость, возникает равнодушие. И находящийся рядом с таким учителем ребенок, надеясь быть услышанным, понятым, но не встречая такой поддержки, тоже угасает".
Именно потому, что от психического состояния и здоровья педагога зависит и здоровье его воспитанников – наших детей, эта проблема требует повышенного к себе внимания со стороны психологов. Что и было сделано учеными КФУ: разработанная на кафедре, возглавляемой профессором Ларисой Баяновой, программа курсов повышения квалификации, внесена, кстати, в республиканский реестр дополнительных профессиональных программ на 2018 год.
"Программа рассчитана на 64 часа и построена таким образом, чтобы познакомить психологов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.
На занятиях будет проведен анализ собственных источников негативных переживаний на работе и выявлены ресурсы профессиональной деятельности. В качестве профилактики профессионального выгорания будут даны здоровьесберегающие технологии (музыко-, цвето-, телесная терапия), способствующие снятию и улучшению мышечного и эмоционального напряжения педагогов и формированию позитивного взаимоотношения в коллективе. Гештальт-терапевт проведет практическое занятие на определение границ контакта. Не оставили без внимания мы и самих психологов: им будет предложена система самоподдержки в субъективно-сложных ситуациях контактирования, - поделилась Резеда Мунировна.
В 2018 году обучение по Программе смогут пройти более 100 психологов сферы образования, заинтересованных в расширении своих профессиональных компетенций через освоение здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности, нацеленных на овладение навыками предотвращения «профессионального выгорания» у педагогов и применение системы психологических мероприятий для восстановления и сохранения профессионального здоровья.
Для справки. Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки». Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.