В Лицее имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета проходит республиканский педагогический форум «Digital как новая философия образовательного пространства». Его участниками стали порядка 100 педагогов Татарстана.
Форум проходит при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан и государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования РТ».
Основная задача форума – развитие профессиональных компетенций работников образования.
В открытии форума приняли участие: первый заместитель министра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, ректор Института развития образования РТ Людмила Нугуманова, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификации ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов, заместитель директора по научной деятельности Института психологии и образования Тимирхан Алишев, директор Лицея им.Лобачевского Елена Скобельцына и другие.
«Систему образования в нашей республике, России в целом сегодня невозможно представить без цифровизации. Педагог, который занимается воспитанием и обучением детей, ведет уроки, нуждается в абсолютно новых подходах. Любой ученик владеет цифровыми технологиями, отставать от них мы не имеем права, - подчеркнул во время приветствия Ильсур Хадиуллин.
В ходе своего выступления первый замминистра образования и науки РТ отметил, что Татарстан является одним из передовых регионов России в вопросах цифровизации. И.Хадиуллин упомянул о завершившейся Всероссийской олимпиаде по информатике и ИКТ. Пользуясь случаем, он отметил ученика 10 класса Лицея им.Лобачевского Ильдара Гайнуллина, который стал абсолютным победителем мероприятия.
Тимирхан Алишев выразил благодарность в адрес Министерства образования и науки РТ, руководства лицея за организацию и проведение мероприятия.
«Сегодня «цифра» активно входит в систему образования. Казанский университет активно участвует в этих процессах. КФУ выступает площадкой для экспертизы многих платформ, в числе которых, например, Яндекс.Учебник. На базе Лицея имени Лобачевского будет проходить экспертиза платформы Smart University», - сообщил он.
Далее состоялось слушание докладов. О проекте дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения рассказал директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификации ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук, профессор Владимир Блинов.
Цифровая дидактика – отрасль педагогики, научная дисциплина об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. В числе факторов, влияющих на построение цифрового образовательного процесса, входят: новые технологии и цифровая среда; новые требования экономики к кадрам, а также «цифровое поколение» – новые обучающиеся.
По словам спикера, в значении «образованность человека» на первый план сейчас выходят такие признаки, как функциональная грамотность, Soft skills, готовность к сотрудничеству, связанные с темпами жизни и производства.
«Есть одна серьезная опасность: цифровизация и оцифровка. Между ними нельзя ставить знак равенства. Учебники, переведенные в цифровой вид, это не цифровой учебник! - сетует В.Блинов. - Цель цифровой дидактики – повышение эффективности и отбор технологий».
В рамках пленарной части с докладами выступят: член-корреспондент РАО, генеральный директор ООО «Мобильные электронные системы» Александр Кондаков, ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификации ФИРО РАНХиГС Екатерина Есенина.
После пленарной части запланирован круглый стол на тему «Обсуждение проекта дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения». Основные темы для обсуждения: целевая модель цифровой трансформации школы; цифровые технологии в образовании: приемы и критерии эффективности; «цифровая школа и цифровой учитель»: поиск равновесия между традициями и инновациями; заказ от школы на цифровизацию: «цифровое поколение» — новые обучающиеся; персонализация образования: на какой основе вести диалог с учеником? манифест EDUNET и цифровая школа.