В Лицее имени Н.И.Лобачевского и IT-лицее Казанского федерального университета состоялся лекторий «Наука молодых». Мероприятие было приурочено к старту Года науки и технологий в России. Лекторий организовала Ассоциация молодых ученых КФУ совместно с Управлением научно-исследовательской деятельности университета.
Ассистент кафедры региональной геологии и полезных ископаемых Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Алмаз Муллакаев прочитал научно-популярную лекцию «Геологическая среда и человек» для обучающихся 9-х классов Лицея им. Н.И.Лобачевского.
«В лекции были затронуты общие, фундаментальные вопросы, а также прикладные аспекты геологии. Например, я рассказал о том, что производство смартфонов очень сильно зависит от добычи ряда полезных ископаемых. Также привел в пример синтетические ткани, которые являются производными от нефти и нефтепродуктов. В завершение лекции напомнил о стремлении природы к балансу, необходимости правильной утилизации старых предметов быта, электронных приборов и батареек. Я выразил надежду на то, что среди слушателей лекции есть и мои будущие коллеги», – отметил А.Муллакаев.
Во время лекции ребята узнали, как формируются микроскопические пиритовые «шарики» (фрамбоиды). Им рассказали, что бактерии используют сульфаты и выделяют сероводород, вступающий во взаимодействие с железом. Таким образом, формируются пиритовые «шарики». Кроме того, учащиеся узнали о лабораторной базе института, проводимых исследованиях и существовании собственной скважины во дворе ИГиНТ. Последняя, в свою очередь, используется для испытаний новых приборов, созданных в университете, а также для обучения студентов работе с геофизическими приборами и керном (керн – образец породы цилиндрической формы, полученный из скважины при ее бурении – прим. ред.).
Младший научный сотрудник кафедры квантовой электроники и радиоспектроскопии, аспирант 3 года обучения кафедры физики твердого тела Института физики Алмаз Зиннатуллин выступил с лекцией «Эффект Мессбауэра, ядерный гамма-резонанс» для учащихся 11-х классов IT-лицея КФУ.
«Это явление безотдачного поглощения и рассеяния гамма-фотонов ядрами в твердых телах. Данным эффектом и основанной на нем спектроскопией мы активно занимаемся в Институте физики. Эффект Мессбауэра находит широкое применение в материаловедческих задачах, задачах квантовой оптики, теории относительности и во многих других областях. В своей лекции я рассказал про основы этого эффекта, интересные эксперименты и важные научные результаты, полученные с помощью этого явления. Также в докладе отразил исследования нашей научной группы», – рассказал А.Зиннатуллин.
По мнению младшего научного сотрудника, важно привлекать молодых в науку уже со школьной скамьи. Необходимо также рассказывать, что представляет собой университет, какие научные проекты ведутся в вузе.
«Это важный аспект нынешнего образования. Такие лекции являются одновременно и профориентационной работой. Ведь многие старшеклассники еще точно не знают, какое направление выбрать после окончания лицея. Во время лектория мы можем помочь им с выбором. Кроме того, эти лекции важны не только информацией – в их рамках происходит общение с представителями университета. После лекции можно подойти к лектору и задать свои вопросы. Традицию таких лекториев нужно продолжать и в последующие годы – после завершения Года науки и технологий», – отметил А.Зиннатуллин.
Старший преподаватель кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Ольга Волчкова выступила с лекцией на тему «Религиозный фактор в современной политике: отношения церкви и государства сегодня».
Научный сотрудник НИЛ «Экстремальная биология» Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины КФУ Руслан Девятияров прочитал лекцию на тему «Аннотация геномов модельных и немодельных организмов». Он рассказал учащимся 11-х классов Лицея им. Н.И.Лобачевского об открытии ДНК, ее роли в передаче наследственной информации и значимых событиях в истории изучения генома человека.
«На реальных примерах я показал, как можно аннотировать геном на примере использования реальных данных, рассказал о проблемах в аннотации генов в модельных организмах – человеке, о проектах в нашей лаборатории – мышечном проекте, где мы собираем мышцы макак-резус, макак-крабоедов. Это делается для создания специального атласа, чтобы знать, какие гены активны в разных мышцах животных. Вторая часть лекции была посвящена немодельным организмам. Наша лаборатория занимается изучением экстремофила номер один – африканского комара, чья личинка может впадать в состояние ангидробиоза; пиявок, которых можно замораживать в жидком азоте. Также я рассказал об интересных особенностях эмбриогенеза курицы, когда эмбрион курицы может останавливать свое развитие; о возобновлении работы мышц лесной сони после долгой спячки», – отметил Р.Девятияров.
По словам научного сотрудника, организация таких лекций – актуальная идея. Ведь это возможность рассказать о деятельности ученых и науки в целом. Учащимся из обычной семьи влиться в научную среду намного труднее. Во время лекций все школьники узнают о науке. Такие лектории особенно необходимы при определении своего профильного направления в лицее, утверждает научный сотрудник КФУ.