В рамках старта Года науки и технологий в Российской Федерации ученые Казанского федерального университета посетили лицеи и школы с научно-популярными лекциями. Мероприятия под названием «Ученые в школе» проводятся Министерством науки и высшего образования России совместно с Российской академией наук, Российским союзом ректоров при поддержке оргкомитета фестиваля NAUKA 0+.
Главная задача уроков – интересно, доступно и остроумно донести свои идеи до аудитории. У школьников также есть возможность задать вопросы ученым. К акции уже присоединились Москва и Московская область, Забайкальский и Ставропольский край, Оренбургская и Волгоградская области, Свердловская и Ростовская области, Республика Татарстан и многие другие.
Так, уроки прошли в Лицее имени Н.И.Лобачевского, IT-лицее и школе «Университетская» Елабужского института Казанского федерального университета.
Как рассказал проректор по внешним связям КФУ Тимирхан Алишев, мероприятия, которые сейчас проходят в школе и лицеях КФУ, инициированы Российским союзом ректоров. Начавшийся Год науки и технологий будет богат на различные мероприятия, в том числе те, что связаны с сотрудничеством университета с общеобразовательными школами.
«Понятно, что у университета есть большая миссия – просветительская, в каком-то смысле она и профориентационная. Во многом талантливые дети увлекаются наукой тогда, когда у них есть интересные наставники, достигшие высот и успехов на научном поприще, – уверен проректор Казанского университета. – Молодые ученые, которые стали стипендиатами ректора, победителями различных федеральных конкурсов, отправились в школы, с тем чтобы провести лекции в лицеях КФУ, а также иных партнерских школах Казани».
Директор IT-лицея КФУ Ильдар Мухаметов добавил, что учащихся нацеливают на то, чтобы они применяли знания на практике:
«Наука в лицеях КФУ активно развивается – это наш конек. Университетская экосистема позволяет работать в научных лабораториях, пользоваться экспертной поддержкой ученых. Наша мечта – чтобы дети продолжили свою карьеру в науке, делали открытия, становились нобелевскими лауреатами, прославляли Казанский федеральный университет».
В лицеях и школах ученые Казанского университета показали красоту науки, это можно сделать на обычных уроках химии, физики и биологии. Директор Института управления, экономики и финансов Наиля Багаутдинова выступила перед лицеистами с лекцией на тему «Город счастливых людей». Среди выступивших также профессор кафедры общей физики Института физики КФУ Александр Фишман, доцент Химического института имени А.М.Бутлерова Римма Сагитова, доцент кафедры химического образования Химического института Ильнар Низамов, младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Современные геоинформационные и геофизические технологии» Института геологии и нефтегазовых технологий Ангелина Маркина, младший научный сотрудник кафедры квантовой электроники и радиоспектроскопии Института физики Алмаз Зиннатуллин и другие.
Главная задача ученых – интересно, доступно и остроумно донести свои идеи до аудитории. У школьников также есть возможность задать интересующие вопросы.
«В моей группе собраны дети (учащиеся 10-х классов Лицея им.Лобачевского – прим. ред.), которые хотят углубленно изучать физику. Вместе мы разбираем сложные задачи, иногда выходящие за рамки школьного курса физики, параллельно решая их, говорим и о современных тенденциях развития науки, новых открытиях, о том, как они применяются в медицине, биологии и химии, – рассказал А.Фишман. – Мы надеемся, что подобные мероприятия станут толчком для дальнейшего развития ребят».
Одну из лекций Казанский университет организовал для школьников на площадке полилингвального комплекса «Адымнар».
Погрузил школьников в увлекательный мир китаеведения профессор кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений Дмитрий Мартынов. Он рассказал ребятам о китаеведе Никите Бичурине:
«Это поистине культовая фигура, пример удивительной судьбы человека, который ухитрился из самых низов общества буквально выломаться благодаря своему колоссальному таланту и поразительному трудолюбию».
Дмитрий Мартынов подчеркнул, что многие его труды до сих пор находятся в рукописи и нуждаются в обработке.
«Особенность гуманитарного знания состоит в том, что они не устаревают, скорее даже наоборот: приобретают гораздо большую ценность. Мир меняется, реалии, в которых они были созданы, ушли уже в прошлое и, стало быть, являются такой уникальной капсулой времени, которые позволяют нам создать надежный фундамент и на его основе уверенно двигаться в будущее», – отметил он.
Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Института управления, экономики и финансов Андрей Воробьев проанализировал современные тренды создания стартапов. К слову, перед IT-лицеистами он выступал впервые.
«Стартапы – это возможность для школьников задуматься о том, где они хотят себя реализовать. Примеров очень много, есть возможность попробовать себя в этом. Я думаю, что у лицеистов есть хорошие перспективы», – полагает он.
Одновременно с лицеями необычные лекции прошли и в школе «Университетская» Елабужского института КФУ.
Как слово smart (в значении «болезненный, кусачий») получило новый смысл – «умный, хороший»? И дело здесь далеко не в многозначности слова. Подробнее об этом рассказал директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ Михаил Абрамский в ходе лекции «Что стоит за всемогущим искусственным интеллектом?». Лектор отметил, что важно знать, как зарождались современные системы, которые сопровождают нас повсюду.
Доцент кафедры экономической теории и эконометрики ИУЭФ КФУ Елена Фазлыева рассказала учащимся старших классов о том, как важна мотивация при создании и развитии собственного бизнеса, почему хорошие оценки в школе не гарантируют успешное будущее, и какова формула успешного бизнеса.
Как применяется «VR и AR в образовании и промышленности», ребятам объяснил Алексей Бойко, заведующий лабораторией кафедры сервиса транспортных систем Набережночелнинского института КФУ.