Сегодня в рамках 501-го заседания Совета Федерации Российской Федерации министр высшего образования и науки РФ Валерий Фальков выступил на тему развития высшего образования и науки в целях адаптации к потребностям реального сектора экономики. Доклад состоялся в рамках «правительственного часа».
«Многие лучшие выпускники из регионов России стремятся в столичные вузы, не возвращаются туда, где выросли. В результате регионы теряют самое ценное – талантливую молодежь. Необходимо в приоритетном порядке поддерживать науку и высшее образование в регионах, создать максимально комфортные условия для интеграции вузов с реальным сектором экономики, вообще, вывести региональные высшие школы на новый уровень», – отметил Валерий Фальков.
По его мнению, необходимо добиться сокращения разрыва между вузами-лидерами и региональными отраслевыми вузами. Для решения этих вопросов реализуется комплекс мер по модернизации образования, нацеленного на адаптацию к реальному сектору экономики. Министр рассказал о наиболее важных пяти комплексах.
«Самое ключевое – это контрольные цифры приема. Важнейшим фактором адаптации системы высшего образования к реальному сектору экономики региональных рынков труда являются бюджетные места. 10 марта создан специальный консультативно-совещательный орган – Координационный совет при Правительстве РФ по планированию и распределению контрольных цифр приема. В его составе – главы субъектов и их заместители, представители федеральных органов исполнительной власти», – подчеркнул министр.
Сегодня запросы на бюджетные места формируются исходя от потребностей самих регионов. Часть субъектов на 2020 год запросили меньше бюджетных мест. Это связано с различными факторами, в том числе и с демографической ситуацией.
«В 2020 году по поручению Президента РФ мы существенно увеличили бюджетные места. Дополнительно во время приемной кампании выделили 11 433 бюджетных места, приоритет был отдан региональным вузам. Они получили более 9000 бюджетных мест. В результате во время пандемии для более половины выпускников РФ была обеспечена доступность высшего образования. Таким образом, в целом 69 процентов выпускников поступили в вузы: из них 38 процентов – на бюджетные места, 31 процент – на контрактное обучение», – отметил Фальков.
В 2021 году школы оканчивают 697 тысяч обучающихся. Для них выделено 542 тысячи бюджетных мест в вузах: это почти на 10 процентов больше по сравнению с прошлым годом. В частности, на бакалавриат и специалитет выделяется 422 тысячи бюджетных мест. Таким образом, каждый второй выпускник будет обеспечен очным бюджетным местом.
Одно из важнейших направлений – развитие науки в вузах. Ключевая проблема на сегодня – отсутствие научных исследований. В результате выпускникам неинтересно поступать в такие вузы, которые не востребованы в реальном секторе экономике. Для решения этой проблемы надо использовать программные инструменты, считает министр.
В этих целях в 2020 году была разработана программа «Приоритет-2030». В ней примут участие не менее 100 вузов России, большинство из них – из регионов. Программа предусматривает формирование научных консорциумов, которое помогает объединить усилия вузов и научных организаций. По мнению министра, важно консолидировать потенциал вузов и научных организаций, нацелив их на развитие региональных экономик. Нужны такие решения, которые дают участникам создаваемых партнерств синергетический эффект, обеспечивают рост качества образования и науки, утверждает Фальков.
Такие инструменты уже в течение двух лет разрабатываются в рамках научно-образовательных центров (НОЦ). Это способствует интеграции всех уровней образования, возможностей вузов и бизнеса для ускоренного развития экономики региона. В 2019 году были определены пять пилотных НОЦ, равно как и в 2020 году – тоже пять. В эту программу будут вовлечены еще пять новых НОЦ.
«НОЦ – принципиальная возможность для каждого региона поменять структуру региональной экономики, определить новые приоритеты в XXI веке. Цель – дать шанс регионам, которые хотят, чтобы образовательный комплекс был как ключевой рычаг долгосрочного социально-экономического развития», – рассказал В.Фальков.
Благодаря данной программе субъекты стали активно включаться в развитие образовательного сектора, предлагать свои собственные инструменты поддержки, а бизнес стал активнее сотрудничать с университетами.
Министр также акцентировал внимание на целевом обучении – одной из проверенных, действенных мер. Новый порядок позволяет заключать договоры на любом этапе обучения. В 2020 году на целевое обучение приняли на 5000 человек больше по сравнению с предыдущим годом. В основном абитуриенты поступали в вузы на медицинские, педагогические и транспортные направления.
«Для адаптации высшего образования к реальному сектору экономики необходимо повышение качества преподавания, использование новых технологий. Преподаватели-практики должны чувствовать себя комфортно», – отметил глава Минобрнауки.
В.Фальков остановился и на проекте карбоновых полигонов. В их создание будут включены студенты, тем более что сегодня у молодежи большой запрос на работу в области экологии. К слову, Казанский федеральный университет выступает базовым научным центром в рамках проекта. По мнению министра, запуск подобных интересных проектов поможет молодежи оставаться в регионах.
Что касается грантовой поддержки, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был реорганизован в конце 2020 года. Однако преемственность грантовых линеек сохранится.
Во время выступления Фальков отметил и создание научных центров мирового уровня (НЦМУ). В 2020 году были отобраны 10 центров – консорциумы из нескольких научных-образовательных учреждений. Это поможет достичь национальных целей, реализовать нацпроект «Наука и университеты». Отметим, при КФУ создан НЦМУ по освоению жидких углеводородов.
Сенаторы коснулись вопроса и зарубежных курсов, в частности Coursera – одной из крупнейших международных образовательных платформ. К слову, там также размещен онлайн-курс КФУ.
«Мы должны использовать зарубежные курсы. Это помогает привлекать таланты из других стран. С другой стороны – мы смотрим, чтобы и наши цифровые платформы удовлетворяли запросам. К слову, создан портал СОЦС – "Современная цифровая образовательная среда в РФ". Больше 1 миллиона человек воспользовались им», – резюмировал министр.