Финалом масштабного научно-популяризаторского проекта Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ стала лекция профессора кафедры алтаистики и китаеведения Дмитрия Мартынова «Путь самурая: от китайского Удао к японскому Бусидо».
Главный вопрос, на который постарался ответить лектор в процессе общения с широкой аудиторией, по своей сути был двойным: какова суть философии самурайской жизни и каким был путь самурая в веках – от возникновения самурайства и до его исчезновения.
Прежде всего, обозначил Дмитрий Мартынов, современные представления о самураях сформированы преимущественно массовой культурой. Образ, который возникает при произнесении слова «самурай» у большинства, – характерная прическа, меч, крайне агрессивный нрав – это образ довольно позднего времени, ему не более 400 лет, и в известной степени это продукт уже западного влияния на восточную культуру. Изначально же самурайство было иным.
Как известно, самурайство зародилось в VIII в. на востоке и северо-востоке Японии. По своей сути самураи – это люди, стремившиеся вырваться из под деспотизма клана и найти себе некоторые пространство для жизни. Основу самурайства тогда составили беглые крестьяне и вольные отходники, искавшие земли и воли на тревожной границе с айнами. Подобно донским и запорожским казакам, они проводили жизнь в непрестанных походах и стычках с мятежными аборигенами, верой и правдой защищая государственные границы.
Такое положение дел рождало то, что изначально японская империя была страной, где император пользовался высоким священным статусом, но сам не правил. Влиятельные японские кланы оспаривали друг у друга право поставлять императриц: когда император достигал совершеннолетия, его женили, он рождал наследника, а после его рождения самого императора постригали в монахи, и дальше в качестве регента правил отец императрицы вплоть до следующего повторения ситуации. Именно за такой способ обладания верхушкой власти и шла борьба среди кланов. А кто не мог принимать участие в этой гонке за власть в столице, искал ее на периферии государства.
Ситуация изменилась, когда в Японии стали формироваться исключительно воинские кланы самураев, основанные на безграничной преданности своему сюзерену – в X—XII вв. в процессе незатихавших феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные самурайские роды, предводительствовавшие могучими дружинами, которые лишь номинально числились на императорской службе. С этого момента уже самураи стали оспаривать власть императора. Основателем первого такого сёгуната, победившего императора, был Минамото Ёритомо. С 1192 года вся власть сосредоточилась в его руках. Минамото основал свое военное правительство в Камакуре, по названию которой получил имя его сёгунат. Умелый организатор, Минамото Ёритомо позволял другим командовать в сражениях и убивать за него его соперников. К слову, именно к этому времени сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в грозный свод заповедей «Путь самурая» — Буси-до (где буси представляет собой китаизированный вариант слова «самурай»).
Важно отметить, что свергнуть императора никому и в голову не приходило – ведь это сын Неба, внук Солнечной богини, потомок первых людей, иными словами, неприкасаемая фигура. Император находился в Киото, где его сторожили самураи, а сёгун, как уже было отмечено, располагался в Камакуре или современном Токио. Представителей от самураев рассылали по провинциям, чтобы следить за порядком. Такое положение дел было действительным до тех пора, пока не наступило смутное время – образовалось 200 феодальных кланов, и японское государство прекратило свое существование более чем на век. В это время в Японию проникли европейцы, привнесшие как полезные технологии, так и опасные соблазны – прежде всего огнестрельное оружие.
Для самурайской культуры появление огнестрельного оружия в государстве чуть не стало фатальным. Многие князья в то время принимали решение отказаться от самураев вовсе, ведь это было весьма затратно и трудоемко – самураю нужно было платить жалование, содержать; обучение владению мечом длилось десятилетиями. А при наличии огнестрельного оружия из любого крестьянина можно было за полгода сделать воина. Однако самурайству удалось победить технический прогресс, обратив историю Японии вспять более чем на два века – с 1639 по 1853 годы. В этот период и родилась утонченная до болезненности самурайская культура - с культом меча, культом смерти и обязательными навыками изысканного стихосложения. Отчасти возникновение подобной культуры стало следствием относительной бездеятельности самураев, они превратились в класс-паразит, что очень тяжело сказывалось на развитии страны, однако культурная составляющая была своего рода высокой платой за издержки.
Впоследствии самураям удалось доказать, что самурайство – это душа Японии, и сохранить это в веках. Когда начался процесс построения современного японского общества, самураев лишили права заниматься исключительно воинской службой, уравняли с другими сословиями и лишили права носить оружие. Однако модель отношений в самурайском клане продолжила существовать, проникнув в сферу капитализма – теперь это модель отношений в стандартной японской фирме: преданный подчиненный может смело рассчитывать на то, что его не забудут, в нужный период продвинут по службе и не оставят умирать в одиночестве. Таким образом, в некотором роде бурный экономический рост Японии в XX веке, основанный на подобной модели отношений в каждой компании и организации, можно считать определенным реваншем самурайской морали, резюмировал Дмитрий Мартынов. Некоторые детали лекции можно почерпнуть из презентации.
В завершение отметим, что Восточный лекторий теперь будет работать в КФУ ежегодно.