Петр Георгиевич Щедровицкий находится в Казани для развития сотрудничества с Казанским федеральным университетом. Так, ранее сегодня, 29 января, при его участии в КФУ был дан старт первому этапу реализации инициативы «Прорывные проекты в образовании». Слушателями прошедшей вечером лекции стали сотрудники КФУ, задействованные в трансформации образовательной среды университета.
Выступление члена экспертного совета Правительства РФ было логически разделено на три блока: онтология педагогики; представление о коммуникации, понимании, философии педагогики и системо-мыследеятельностном подходе; анализ эффективности учебного процесса.
Прежде всего, спикер представил историю развития педагогики. Для начала он дал характеристику классической парадигме педагогики, распространенной в XIX веке, согласно которой обучение происходит через подавление воли учащегося. Лишь век назад, заметил Щедровицкий, русский педагог Сергей Иосифович Гессен начал формировать новую картину мира в своей профессиональной области. Он пришел к тому, что главным в образовательном процессе является самостоятельная деятельность ученика, а эффективность обучения напрямую зависит от работы, которую проделывает ребенок. В сегодняшнем мире ученик воспринимает учителя как навигатора и проводника по миру содержания.
Новая педагогическая онтология до сих пор не сложилась, но формируется в течение последних 150 лет, убежден известный методолог. И по сей день в рамках новой картины педагогики сделано очень мало. Среди важных вопросов, на которые пока нет однозначного ответа – учит ли школа мыслить, есть ли такой опыт у школы, задается ли она такой целью и каковы критерии измерения этого процесса.
Что же касается эффективности учебного процесса, по мнению Щедровицкого, главным критерием нужно считать способность ученика к продуктивному действию. Оно, в свою очередь, характеризуется инициативностью, преднамеренностью, предусмотрительностью, самостоятельностью.
В заключение лектор отметил, что сегодня, как и два века назад, образование по-прежнему остается элитарным – лишь небольшая группа людей имеет к нему доступ, большинство же получают большие объёмы информации, усвояемость которой сомнительно эффективна.
Завтра, 30 января, в КФУ пройдёт заседание «круглого стола» по тематикам цифровизации, а также встречи с профильными кафедрами философии и педагогической психологии университета.
_ _
Петр Георгиевич Щедровицкий – философ и методолог, член экспертного совета Правительства РФ, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, заведующий кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ. С 1980 года по настоящее время занимается преподавательской деятельностью, читает лекции по культурной политике, философии хозяйства, общей и прикладной методологии, философии образования, педагогике, философии и методологии управления, проблематике промышленных революций, разделению труда и онтологии мыследеятельности.
П.Щедровицкий – сын философа и методолога, основателя и лидера Московского методологического кружка Г.П.Щедровицкого. Являясь признанным экспертом в вопросах стратегического развития и одним из самых известных современных российских теоретиков промышленных революций, он уверен, что инновационная экономика не может существовать без инновационной организации сферы образования.