В рамках сотрудничества кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ и ГАОУ ДО "Центральная специализированная детско-юношеская шахматная школа олимпийского резерва имени Р.Г.Нежметдинова" Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан было проведено первое занятие из специально разработанного арт-терапевтического тренинга, направленного на осознание эмоций и их регуляцию у юных шахматистов.
Занятие ориентировано на детей 7-13 лет. В нем приняли участие дети, занимающиеся шахматами под руководством тренера-преподавателя Константина Муравьева и их родители, а проводили занятие доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ, кандидат психологических наук Ольга Лопухова и магистрант кафедры Анна Фадина. На занятии дети и их родители работали с авторской методикой ассоциативно-метафорические фотокарты «Образ лошади» О.Лопуховой и К.Газизова. Предварительно с детьми была проведена комплексная психологическая диагностика и уточнен спектр задач психолого-педагогической коррекции и развития.
Это событие состоялось благодаря обоюдной инициативе как со стороны кафедры педагогической психологии, которая уделяет пристальное внимание необходимости развития системы психолого-педагогического сопровождения детско-юношеского спорта, открыв в этом году новую, первую в России, программу подготовки магистров «Психология и педагогика детско-юношеского спорта», так и со стороны администрации и тренерско-преподавательского состава шахматной школы им. Р.Г.Нежметдинова, которые выразили серьезную заинтересованность в таком сотрудничестве.
Константин Муравьев, тренер-преподаватель высшей категории ЦСДЮШШОР им. Р.Г.Нежметдинова, мастер ФИДЕ по шахматам:
«Мы очень рады вниманию и поддержке со стороны психологов, в которых мы всегда нуждались. Нашим детям необходимо развивать эмоциональную устойчивость, саморегуляцию и концентрацию внимания. Им и их родителям надо помочь обрести навыки снятия стрессового напряжения. Многим надо поднять самооценку, помочь обрести уверенность в собственных силах. Тренер также должен обладать определенными психологическими навыками: умением понимать ребенка и управлять его поведением; быть способным донести до него нужную информацию в его индивидуальном стиле восприятия; уметь настроить его на выполнение поставленных задач, сохранить психическое равновесие в ходе соревнования, помочь справиться с поражением и т.д. То есть, должны быть психологический контакт, психологическая совместимость.
Я надеюсь, что сотрудничество с психологами кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ поможет решить эти задачи, что будет способствовать повышению спортивных результатов».
Наркиз Сайфутдинов, директор детско-юношеской шахматной школы олимпийского резерва имени Р.Г.Нежметдинова:
«Психолого-педагогическая поддержка нашим юным шахматистам крайне необходима. Развитие личности ребенка, который занимается интеллектуальными видами спорта, сопровождается непомерными для его возраста стрессовыми нагрузками, справиться с которыми может помочь только специалист. И я и весь тренерско-педагогический состав нашей школы нуждаемся в сотрудничестве с психологами, которые могут обеспечить решение многих психологических проблем. Нашим юным спортсменам психолого-педагогическая поддержка очень нужна, чтобы помочь им стать гармоничными, успешными и уверенными в себе личностями.
Я считаю, что именно эти цели должны преследоваться в первую очередь в детско-юношеской спортивной школе. Психолог должен стать здесь важным звеном, грамотно регулирующим систему отношений ребенок-родитель-тренер-администрация. Я не вижу будущего нашего детско-юношеского спорта без развития его психолого-педагогического сопровождения, и всеми силами способствую тому, чтобы в нашей шахматной школе такая поддержка была».
После серии проведенных встреч и обсуждений на уровне администрации, с тренерами, с родителями и детьми, был выделен круг психолого-педагогических задач, в решении которых будет участвовать кафедра педагогической психологии ИПиО КФУ в будущем учебном году.