Ученый Казанского федерального университета Евгений Попов выделил новый род и вид в семействе слоновых химер.
Химеровые рыбы – небольшая по количеству видов группа хрящевых рыб, родственная акулам и скатам. В их облике присутствуют признаки разных рыб, что послужило причиной первого научного названия Chimaera monstrosa («химера ужасная»), данного одному из видов великим шведским натуралистом XVIII века Карлом Линнеем. Это название и закрепилось за всей группой.
Химеры изредка встречаются в морях Северного Ледовитого и Тихого океанов. В древние времена они были более многочисленны и разнообразны в мелководных морях, покрывающих современные континенты, в геологической летописи которых до сих пор обнаруживают редкие остатки, представленные минерализованными частями скелета. Прежде всего это зубные пластины и колючки (шипы) спинных плавников. Находят подобные отложения с остатками древних животных и в нашей стране, причем в самом центре – в Москве и ближайшем Подмосковье.
Новый материал по химерам был собран благодаря стараниям московского любителя палеонтологии и фотографа Кирилла Шаповалова, который и выступил соавтором исследования. В итоге была собрана небольшая коллекция из 8 мелких зубных пластин размером всего от 7 до 27 мм, которая и послужила основой для научного исследования, выполненного известным российским специалистом по химеровым рыбам, ученым Казанского университета Евгением Поповым. Подробности исследования опубликованы в SpringerLink.
Ученый считает, что мелкий размер этих остатков являлся причиной того, что они так долго не «давались в руки» исследователей и их удалось наконец «поймать», когда была использована специальная методика, применяемая обычно для сбора зубов акул – водная отмывка вмещающей породы на ситах и разбор полученного концентрата в лаборатории.
«Сравнение полученного материала с зубными пластинами как ископаемых, так и современных химер позволило обосновать выделение нового рода и вида в семействе слоновых химер (Callorhinchidae), которое получило латинское название Moskovirhynchus robustus. Приблизительно название можно перевести как «московское рыло с крепкими зубами» или короче: «москворыл крепкозубый». Размер рыбы был небольшой – порядка 0,5 м», – сообщил Евгений Попов.
Самые верхние отложения юрской системы, соответствующие по времени позднеюрской эпохе (163-145 млн лет назад), были найдены по берегам Москвы-реки в западной части города. Они давно являлись объектами геологических экскурсий, еще в конце XIX – начале XX века. На тот момент Москва была существенно меньше по размеру и в этих районах отсутствовала застройка. Остатки химер здесь были очень редкими ископаемыми: единственная обнаруженная в 1912 году в устье Студеного оврага находка была описана русским палеонтологом Н.Н. Боголюбовым. После этого почти целое столетие новых находок не совершалось.
«Лишь в самом конце XX века, когда территория была уже "убрана в камень", появились набережные и многоэтажные дома, в нескольких природных очагах остались выходы самых верхов верхнеюрских отложений – так называемого волжского яруса (152-145 млн лет назад). Одним из таких очагов являлся природный парк Кунцево-Фили, где эти отложения можно было локально достать в ручьях, впадающих в Москву-реку», – объяснил наличие находки на территории Москвы Евгений Попов.
Изучение особенностей строения зубных пластин москваринха показало, что его зубная система характеризуется мозаичным сочетанием примитивных и эволюционно продвинутых признаков, что отличает ее от зубной системы современных слоновых химер. Нахождение останков москваринха подтверждает, что слоновые химеры «современного облика» существовали на территории центральной части России уже с конца юрского периода – около 155 млн лет назад.