Новое исследование международной сетевой лаборатории «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института КФУ под руководством Екатерины Кудрявцевой предлагает взглянуть на сказку как на метафору и развернуть ее в своем культурном пространстве.
Авторы статьи предлагают свежую интерпретацию русской народной сказки «Теремок» – не просто как историю объединения зверей с довольно печальным (в оригинальной версии произведения) финалом, а как кейс о формировании (и разрушении) временного сообщества, основанного на общей травме, важности личных границ и индивидуальности в условиях социального давления.
Через сказочные образы исследователи анализируют, как формируются поведенческие паттерны и стратегии, закладываются установки на коллективизм или самостоятельность и как это проявляется, например, у подростков и взрослых, выросших в семьях с жесткими «традиционными ценностями».
"Теремок" отражает ключевые проблемы формирования личных границ — от избыточной конформности мышки до разрушительного вторжения медведя. Через анализ поведения персонажей мы видим, как ранние дефициты в объектных отношениях (неспособность сказать "нет", страх отвержения) приводят к формированию дисфункциональных сообществ, объединенных общей травмой. Особенно важно, что советские адаптации произведения, заменяющие трагический финал на коллективное строительство, маскируют ее исходное предупреждение о рисках размывания индивидуальности», – отмечает Екатерина Кудрявцева.
Исследование будет интересно не только специалистам в области психологии, образования, коучинга, HR, но и всем, кто ищет новые смыслы для себя и своей практики жизни в привычных сюжетах.
«Исследование опирается на идеи аналитической психологии, теории травмы и системной семейной терапии, а также группового профайлинга и превращает знакомую с детства сказку в повод для глубокого разговора о нас самих», – сообщает ученый.