Магистрант 2 года обучения Института дизайна и пространственных искусств Казанского федерального университета Аяз Садыков стал победителем конкурса «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
На реализацию стартапа «Мобильное приложение с туристическими маршрутами по утраченным исторически значимым объектам России на основе технологии дополненной реальности» он получил 1 миллион рублей.
«В рамках магистерской диссертации Аяз под моим руководством занимается исследованием современных технологий в области дополненной реальности с целью применения их для работы с историческим наследием. Мы планируем, что одним из объектов дополненной реальности станет корпус Института дизайна и пространственных искусств, расположенный по адресу: улица Лево-Булачная, 34. Это бывшая усадьба начала ХIХ века, она неоднократно перестраивалась и представляет большой научно-реставрационный интерес. Благодаря технологиям дополненной реальности можно будет погрузиться в прошлое: увидеть весь комплекс усадьбы без советских надстроек и строительных напластований. В рамках стартапа планируется создать экскурсионный маршрут, состоящий из нескольких подобных объектов, объединенных одной тематикой. Возможно, в этот маршрут будут включены объекты Казанского федерального университета», – рассказал заместитель директора по развитию, доцент кафедры конструктивно-дизайнерского проектирования ИДиПИ Степан Новиков.
До поступления в КФУ Аяз Садыков окончил бакалавриат Казанского государственного архитектурно-строительного университета и четыре года проработал архитектором. Два года назад он искал новые способы визуализации архитектурных объектов и заинтересовался технологией дополненной реальности (augmented reality, AR), позволяющей интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Его магистерская диссертация называется «Графические реконструкции исторических объектов с помощью технологии дополненной реальности».
По словам магистранта, созданием приложения он занимается пока один (у него есть опыт разработки подобных программных продуктов). Полученный грант позволит расширить команду разработчиков и сделать в течение 6 месяцев прототип приложения.
«Благодаря этому приложению для смартфонов можно будет увидеть утраченные исторически значимые объекты на том месте, где они находились. Если же объект существует и сейчас, то, наведя на него камеру, можно будет посмотреть, как он выглядел изначально. На карте приложения будет отмечаться ваша геопозиция и точки маршрута. Когда вы придете в нужную точку города, на телефоне появится всплывающее уведомление, оно сообщит о том, какой объект вы сможете здесь увидеть. Потребуется лишь поднять телефон. После этого включится камера и появится трехмерная виртуальная копия исторического объекта. Его можно будет осмотреть со всех сторон», – объяснил Аяз.
С помощью мобильного приложения можно будет выбирать маршрут следования, а также знакомиться с историей посещаемых мест.
«Тем, кто знаком с игрой PokemonGo или приложениями AR.Mos и Artefact, будет понятна механика работы дополненной реальности. Сейчас я переосмысливаю существующие игровые механики и технологии, чтобы создать совершенно новый продукт, способный интегрироваться в правовые нормы и быть комплексным сервисом, удовлетворяющим интересs разных пользователей», – сообщил магистрант.
В первую очередь планируется запустить приложение с маршрутами по Казани и Татарстану.
«У нас немало утраченных исторически значимых объектов. В планах – создать 3D-модели исчезнувших деревянных усадеб, а также монументальных архитектурных объектов, таких,как Воскресенский собор, который находился на месте Химического института КФУ», – пояснил разработчик.
В перспективе у Аяза Садыкова – создание подобных туристических маршрутов по другим городам России и зарубежных стран.
«Есть мобильные приложения, предназначенные для знакомства с объектами Кремля, есть приложения для изучения экспонатов музеев, но приложения, которое визуализировало бы утраченные исторические объекты, не существует», – сказал об уникальности своей разработки А.Садыков.