6 ноября 2022 года исполняется 30 лет со дня принятия Конституции Республики Татарстан. Заведующий кафедрой конституционного и административного права Юридического факультета Казанского федерального университета Евгений Султанов рассказал о роли ученых КФУ в создании Основного закона республики и возможностях, открывшихся для Татарстана после принятия Конституции РТ.
В основу документа легла Декларация о государственном суверенитете Татарстана, вступившая в силу 30 августа 1990 года. Ее подписал Председатель Верховного Совета Татарской АССР Минтимер Шаймиев. Основной закон Татарстана был принят 6 ноября, а подписан 30 ноября 1992 года. Таким образом, татарстанскую Конституцию приняли на год раньше, чем российскую. Над созданием Конституции РТ более двух лет трудилась Конституционная комиссия РТ, состоявшая из представителей разных слоев общества, а также преподавателей Юридического факультета Казанского университета. Сегодня Конституция Татарстана – это 126 статей, которые закрепляют основные права человека, организацию государственной власти, административно-территориальное устройство, государственные символы.
Евгений Султанов в беседе с Центром медиакоммуникаций КФУ отметил, что Конституция Татарстана принималась в один из наиболее драматических периодов отечественной истории, когда распался Советский Союз, а экономика менялась с плановой на рыночную.
«Вставал вопрос о будущем устройстве республики, статусе ее нахождения в составе нового государства. Никаких примеров или рецептов не было. Так что мы стали пионерами в этой области. Надо было определиться, что представляет собой государственность Татарстана, каковы наши основные цели и задачи, какие у нас будут взаимоотношения с центральными органами власти. Декларация о государственном суверенитете Татарстана создала уникальную ситуацию, потому что она отменила действие трех Конституций, и такое состояние долго продолжаться не могло», – отметил завкафедрой.
В тот период было непонятно, в каком качестве Татарстан войдет в состав обновленного СССР, продолжил ученый.
«Мы предполагали, что войдем в состав на равных с бывшими союзными республиками, шла работа над новой Конституцией РТ в составе СССР. Но в это время СССР, увы, распался. Но мы все равно хотели быть демократическим суверенным государством. Это стало платформой для дальнейших взаимоотношений между Россией и Татарстаном. Именно на этой основе строилась новая Конституция РТ. Контуры, место республики в составе РФ очень смутно представлялись. Но позиция, что мы войдем на правах суверенной республики в состав РФ, сохранилась. И получила свое закрепление в Конституции Татарстана. Такая сложная политическая ситуация воплотилась в этих сложных юридических конструкциях», – подчеркнул он.
По мнению Евгения Султанова, Конституция Татарстана – выдающийся по важности документ, который впервые послужил основанием для изменения всего федеративного устройства России.
«Мы, впервые провозгласив свой суверенитет, перешли из статуса автономной республики в статус полноценного субъекта РФ. До принятия Конституции Татарстана понятие субъекта федерации в России не существовало. Поэтому, конечно, Конституция Татарстана, с точки зрения формирования ныне существующей федерации, безусловно, – очень знаменательный акт», – заявил он.
Главная задача любой Конституции – определиться в разграничении полномочий, убежден Евгений Султанов.
«На первое место мы всегда выносили именно вопросы определения предметов ведения Республики Татарстан, чтобы мы могли понять, где мы несем ответственность, а где не имеем права осуществлять свою деятельность, какая доля налогов нам принадлежит, и многие другие вопросы. Российское государство – это федерация. Значит, степень самостоятельности субъектов намного выше, чем административно-территориальных единиц в составе унитарного государства. Именно это предопределяло: раз ответственность за самостоятельность выше – это дает больше свободы и простора для развития. С другой стороны – возникает и больше ответственности за выбор этого самостоятельного пути развития», – пояснил он.
Завкафедрой КФУ признал, что не все были готовы брать на себя такую ответственность и степень самостоятельности.
«Но Татарстан был готов и взял на себе подобную ответственность за решение многих проблем», – подчеркнул он.
Евгений Султанов считает Конституцию РТ «живым» документом с большим потенциалом развития.
«В отличие от Конституции РФ, в Основном законе Татарстана гораздо лучше закреплены целевые и ценностные моменты развития общества. Мы сохранили, особенно в первоначальном варианте Конституции РТ, многие параметры для развития общества. Неслучайно поправки, которые внесены в 2020 году в Конституцию РФ, как раз касаются закрепления на конституционном уровне целевых и ценностных установок для развития российского общества, – сообщил он. – То, что мы изначально предусматривали на уровне своей Конституции, получило развитие на уровне Конституции РФ».
Напомним, Евгений Батырович участвовал в работе над проектом поправок к Конституции РФ. В группу, которая работала над предложениями по поправкам, вошли 75 политиков, законодателей, ученых и общественных деятелей. В их число от Татарстана также вошел Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.
Завкафедрой КФУ обратил внимание, что ряд положений, которые содержатся в Конституции Татарстана, с успехом используются в российском законодательстве. Так, например, был пересмотрен Федеральный закон №184 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Нынешняя конструкция, принятая в 414 ФЗ, воспроизводит модель, существующую в Татарстане.
Или отношение к местному самоуправлению.
«Органы местного самоуправления тесно взаимодействует с органами госвласти. Мы не употребляли термин "единая публичная власть". Но идея заключалась именно в том, что и органы государственной, и органы муниципальной власти одинаково ответственны перед населением за решение общих местных задач. Эта идея единства публичной власти в дальнейшем нашла отражение в Конституции РФ», – подчеркнул Евгений Султанов.
По словам собеседника, он не отказался от идеи необходимости выпуска комментариев к Конституции РТ, высказанной им несколько лет назад. Однако поскольку в настоящее время продолжается процесс приведения Конституции Татарстана в соответствие с поправками в Конституцию РФ, на этом этапе, до принятия новой редакции Конституции РТ, делать это преждевременно.
Евгений Султанов напомнил о роли ученых Казанского университета в создании Конституции Татарстана.
«Многие идеи, которые выносились учеными КФУ, лежали в основе Основного закона. Творческий потенциал кафедры – а это и Василий Лихачев, и Борис Железнов, и Геннадий Курдюков, и Рустем Тарнапольский, и многие другие, люди, которые хорошо знали международное и конституционное поле, использовался в годы создания Конституции Татарстана, их советы были очень ценными. Многие идеи, которые предлагали ученые Казанского университета, получили дальнейшее обсуждение и в той или иной форме были воспроизведены в Конституции РТ. Наши ученые внесли огромный вклад в создание Конституции Татарстана», – подчеркнул он.
Завкафедрой КФУ убежден, что нынешнее положение и статус Республики Татарстан среди других субъектов РФ – лучшее подтверждение обоснованности и важности принятия Конституции РТ.
«Правовые основы деятельности – это далеко не последний фактор в успехе развития любого субъекта. Стало быть, наша правовая основа очень хорошая, раз Татарстан входит в число лидеров субъектов России по всем показателям. Основной закон позволяет республике и дальше развиваться», – резюмировал он.