Мы продолжаем серию публикаций в рамках объявленного Министерством науки и высшего образования РФ конкурса «В самое сердце», цель которого – напомнить о людях, которые внесли большой вклад в развитие университетов.
В 1874-1883 годах в Казанском университете работал выдающийся русский лингвист польского происхождения Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (Jan Ignacy Niecislaw Baudouin de Courtenay). Он является основателем всемирно известной Казанской лингвистической школы, которая сформировалась в 70-е годы XIX столетия в Казанском университете.
И.Бодуэн де Куртенэ родился 1(13) марта 1845 года в семье землемера в городке Радзымине близ Варшавы. В 1862 году он поступил на историко-филологический факультет Варшавской главной школы (прежнее название Варшавского университета). После окончания школы в 1866 году его командировали за границу, он был в университетах Праги, Йены, Берлина.
В 1868-1870 гг. под руководством И.Срезневского молодой лингвист работал в Санкт-Петербургском университете над диссертацией «О древнепольском языке до XIV столетия», которую защитил в 1870 г. и получил степень магистра сравнительного языковедения. За работу «Некоторые случаи действия аналогии в польском склонении» в 1870 году получил в Лейпциге степень доктора философии.
В 1873 году Бодуэн баллотируется на вакантную должность доцента кафедры сравнительного языковедения Казанского университета. Ученый совет Императорского Казанского университета 24 августа 1874 года единогласно избрал И.А.Бодуэна де Куртенэ на эту должность.
В мае 1875 года в Петербургском университете Бодуэн защитил докторскую диссертацию «Опыт фонетики резьянских говоров» (за эту работу Академия наук присудила ученому Уваровскую премию).
В октябре 1875 года И.Бодуэн де Куртенэ начинает работать в Казанском университете в должности доцента. В 1876 г. он получает звание экстраординарного профессора, а в 1877 г. – ординарного профессора кафедры сравнительного языковедения.
Молодой ученый сразу же привлек внимание студентов и молодых преподавателей Казанского университета. Им импонировало то, что профессор читал лекции не сидя за кафедрой, как это было принято в те годы, а расхаживая по аудитории и с мелком в руке доказывая высказываемые идеи, которые как будто рождались тут же, в аудитории. Из этих студентов стал складываться коллектив молодых ученых, разделявших взгляды Бодуэна на язык и на методы его исследования.
Вокруг Бодуэна объединилась талантливая молодежь (Н.В.Крушевский, В.А.Богородицкий, А.И.Александров, А.И.Анастасиев, С.К.Булич, Н.С.Кукуранов и др.); сложился круг единомышленников, сформировавшийся в Казанскую лингвистическую школу.
Казанский период научной и педагогической деятельности сыграл большую роль в жизни ученого. Это были годы большого творческого подъема. Основанная им в Казани научная школа оформилась в особое лингвистическое направление. Здесь были сформулированы теоретические принципы и научная проблематика школы, заложены основы учения о фонеме и альтернациях, словообразовании, типологии языка и др. Здесь же Бодуэн много внимания уделил и вопросам методики языка. Он был сторонником научности в преподавании языка. В изучении грамматики и самонаблюдениях учащихся над живой речью ученый видел путь не только к усвоению изучаемого языка, но и к развитию умственных способностей детей. Он высказал очень важные мысли о необходимости учета особенностей родного языка обучающихся, которые получили воплощение в методической системе В.Радлова, А.Анастасиева, а затем В.Богородицкого.
В течение многих лет выдающийся лингвист изучал разные индоевропейские языки и писал свои научные труды не только на русском и польском, но и на немецком, французском, чешском, итальянском, литовском и других языках.
Бодуэн де Куртенэ совершил переворот в науке о языке: до него языки исследовались исключительно по письменным памятникам. Он в своих работах доказал, что сущность языка – в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты. Так можно понять механизм функционирования языка и проверить правильность лингвистических теорий.
В 1883 году Бодуэн покидает Казань, передав кафедру Н.Крушевскому. После Казанского он работал в Дерптском (1883-1893), Ягеллонском (1893-1900) в Кракове, Петербургском (1900-1918) и Варшавском (1918-1929) университетах.
Бодуэн был избран действительным членом Краковской академии наук (1887), членом-корреспондентом Петербургской академии наук (1897), удостоен звания почетного доктора (члена) Казанского (1901), Тартуского, Варшавского университетов, являлся членом ряда научных обществ.
И.А.Бодуэн де Куртенэ ушел из жизни 3 ноября 1929 года в Варшаве.