По инициативе ООН ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
Научная дискуссия вокруг этой темы на протяжении многих лет ведется в рамках юридических, экономических или социологических аспектов. Происхождение и структура коррупции рассматриваются либо с позиций экономического анализа, либо с помощью социологических опросов, либо в контексте проблем развития права.
Накануне в шоу-руме Высшей школы журналистики и медикоммуникаций КФУ состоялось ток-шоу «Активное студенчество говорит НЕТ коррупции». В ходе мероприятия эксперты из различных областей знаний рассуждали о природе этого социального явления.
Проректор по общим вопросам Казанского федерального университета Ришат Гузейров «написал» психологический портрет коррупционера.
«Человек, заинтересованный в коррупции, приходит к этому не потому, что жаждет денег, а потому, что психологически готов получить взятку по морально-этическим соображениям. Он также может оправдывать коррупционные риски проблемами дома, знать, на что он идет», – убежден проректор КФУ.
Кроме того, отдельные индивиды могут даже узаконить внутри себя преступное обогащение, добавил он.
«Внешне видно, что в жизни человека происходит что-то неправильное, какие-либо сложности. Пока человек находится на пути совершения коррупционного преступления, он в любом случае переживает, выгорает», – считает Р. Гузейров.
Изучая данную проблематику на примере школьного и вузовского образования, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Валерия Степашкина отметила, что коррупция отдельна от всех исторических, культурных и социальных явлений.
«Например, на уроке литературы учителя практически никогда не говорят, что, допустим, образ героя произведения олицетворяет связь с коррупционным механизмом. Я некоторое время вела тренинговую программу про антикоррупционную личность, сталкивалась с тем, что студенты не знают, какие люди идут на коррупционные преступления, какими качествами они обладают», – рассказала она.
У обучающихся есть ценность денег – это хорошо, считает психолог. В то же время она никак не связана с ценностью профессионального развития.
«Получается, что у человека нет понимания, что если он профессионально развивается, то за это он будет получать деньги. Там, где есть качественное развитие, коррупции быть не может», – уверена В. Степашкина.
Психолог также рассмотрела портрет коррупционера с точки зрения девиантологии. Существует так называемый риск развития зависимости от коррупции. Валерия Степашкина провела аналогию совершения коррупционных действий с ездой на мотоцикле.
«Человек, на адреналине попавший в аварию, разбивает голову, руки, ноги. После восстановления он снова садится и едет. Предрасположенность, риски могут сподвигнуть человека на совершение преступления вне зависимости от меры наказания. Человек должен помнить об ответственности», – подытожила она.