Накануне первого сентября старший преподаватель Института дизайна и пространственных искусств Казанского федерального университета Марина Давлетгараева объяснила, как правильно организовать рабочее пространство школьника.
«Одно из главных требований к рабочему месту – это инсоляция, то есть естественный свет. Он должен падать непосредственно на рабочую плоскость стола слева (у правшей) и справа (у левшей). Комната должна быть светлой и состоять из нескольких зон: рабочей, спальной, игровой (она должна присутствовать у младших школьников). Если комната достаточно просторная, можно устроить там спортивный уголок. Конечно же, должна быть зона хранения повседневных вещей и зона хранения школьных принадлежностей», – сообщила Марина Петровна и добавила, что при организации рабочего пространства необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка, его хобби.
Она отметила, что мебель школьников должна быть эргономичной.
«Последняя тенденция в дизайне – разработка таких моделей столов и стульев, которые "растут" вместе с ребенком, то есть имеют регулируемые ножки. Правильная осанка ребенка при работе его за столом очень важна. Спина должна быть прямая, ноги согнуты под прямым углом, локти согнуты точно над столом. Если стул у ребенка нерегулируемый, и его ноги не достают до пола, то необходимо поставить ему под ноги скамеечку, чтобы обеспечить комфортную посадку. Рядом с рабочим столом должна размещаться зона хранения школьных принадлежностей», – рассказала преподаватель КФУ.
М. Давлетгараева отметила, что стол для школьника необходимо подбирать с учетом оргтехники, которая будет на нем размещаться.
«Если предполагается, что на столе будет стоять ноутбук или компьютер, то стол должен быть такой длины и ширины, чтобы на нем оставалась рабочая зона, где можно разместить тетради и учебники. Как правило, обычный стол шириной 70 сантиметров для этого оказывается мал. Требуется стол шириной 85–90 сантиметров. Место для ноутбука или компьютера нужно подбирать так, чтобы на экран не падали прямые солнечные лучи, иначе на нем будут блики. Удобны угловые столы, которые позволяют совместить две рабочие зоны, в одной из которых можно расположить оргтехнику, а в другой – книги, тетради, письменные принадлежности», – пояснила преподаватель КФУ.
Отвечая на вопрос о вариантах планировки, Марина Давлетгараева сказала, что их существует очень много.
«Если комната достаточно большая, то в ней можно установить легкие перегородки, отделив спальную зону от рабочей. Когда в комнате живет, к примеру, два ребенка, то есть смысл поставить глухую перегородку. Тогда вечером один сможет выполнять домашнее задание, а другой спать, при этом свет настольной лампы не будет мешать спящему. Кстати, свет настольных ламп должен быть холодным, так как он держит человека в тонусе, а теплый настраивает на отдых, расслабляет», – проинформировала она.
Дизайнер акцентировала внимание на том, что все материалы, которые используются для обустройства комнат, должны быть экологически чистыми, иметь соответствующий сертификат.
«Для мебели идеальный материал – дерево. Можно использовать пластик, но необходимо выбирать качественный, не содержащий вредных веществ. Мебель с использованием металлических элементов в комнате, где живут школьники младших классов, я бы не рекомендовала ставить, так как это тяжеловесно и травмоопасно. Что касается старшеклассников, то многие из них любят стиль лофт, хай-тек, поэтому в их комнате мебель с металлическими элементами допустима», – сказала М. Давлетгараева.
Говоря о цветовых решениях, используемых для детских комнат, дизайнер подчеркнула, что нужно ориентироваться на цветовые предпочтения школьников.
«Дети младшего возраста, как правило, не придают особого значения цвету, в отличие от детей среднего и старшего возраста и студентов. Я как архитектор и дизайнер отдаю предпочтение нейтральным, спокойным оттенкам. Школьник проводит достаточно долгое время в комнате, и делать ее яркой и контрастной, наверное, нет смысла. Глаза будут быстро уставать, кроме того, яркие, насыщенные цвета многих раздражают, человек начинает нервничать».
Яркими акцентами, которые позволяют сделать интерьер интересным, могут стать декоративные подушки, шторы, ковер, плафоны, постеры, рисунки, картины.
Ранее психолог Казанского университета рассказал, как подготовить первоклассника.