Всероссийская конференция с международным участием по обсуждению итогов апробации основных профессиональных образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью «Педагог основного общего образования» прошла сегодня, 13 октября, в Институте психологии и образования КФУ.
Среди гостей – эксперт Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Инна Головина, заместитель министра образования и науки РТ Тимирхан Алишев, профессор факультета образования Университета Приморска и Факультета гражданской и геодезической инженерии Университета Любляны Андреа Истечич Старчич, профессор Технического унивеситета Дрездена Тобиас Бауер.
Представитель Минобра РФ Инна Валентиновна отметила, что проект модернизации педагогического образования в истории педагогического развития России задумывался не один раз и нашел реализацию лишь в 2014 году. Когда накопленные проблемы – это и проблема двойного негативного отбора абитуриентов, и проблема престижа учительской профессии, потребовали политического решения.
— В комплексный проект включены множество действующих лиц и сторон: это и вузы, и школы, и детсады, региональные министерства и образования. Изначально проект предполагал лишь модернизацию программ подготовки педагогов с учетом как нужд школы, так и всей системы общего образования. Но на втором этапе реализации проекта пришло понимание в том, что нужна апробация основных образовательных программ подготовки педагога основного общего образования на всех трех уровнях высшего образования, которые ему предстоит пройти, – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин напомнил, что Казанский федеральный университет принимает участие в реализации проекта третий год подряд.
— В рамках первого этапа реализации программы – в 2014-2015 годах – сотрудниками КФУ были разработаны 3 из 23 создаваемых проектов, а на втором этапе – в 2015-2016 годах – КФУ реализует 1 из 8 проектов. Важной характеристикой данного проекта является его нацеленность на обеспечение сетевого взаимодействия с образовательными организациями, а также акцентирование внимания на увеличении количества часов, выделенных в образовательном процессе под практику.
В процессе работы над созданием программ приняли участие ученые Института психологии и образования, Елабужского института, Института фундаментальной медицины и биологии и Института физики.
Руководитель проекта также подчеркнул тот факт, что апробация программ проводилась не только на базе КФУ, но и в режиме сетевого взаимодействия в ряде вузов-партнеров — Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Псковский государственный университет, Тверской государственный университет, Сургутский государственный педагогический университет, Южный федеральный университет, Уральский государственный педагогический университет, Мордовский государственный педагогический институт). В апробации программ приняли участие 278 студентов бакалавриата, 66 студентов магистратуры и 34 аспиранта вузов-участников апробации.
Профессор, заместитель директора Института психологии и образования Роза Валеева подчеркнула особенность проекта — внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ.
— Реализация гранта по всем трем этапам прошла на хорошем уровне. Вчера закончились курсы повышения квалификации для наших партнеров, а также представителей органов управления образования из 7 федеральных округов РФ, и сегодня на итоговой всероссийской конференции мы подведем итоги работы.
Но уже сейчас с гордостью можно говорить о том, что Казанский университет является флагманом трансформации подготовки учителя по всей России. В течение двух лет мы работали над подготовкой проекта, а затем и ее апробацией в КФУ и еще в 15 вузах-партнерах.
По словам Розы Алексеевны, благодаря разработанным новым образовательным программам подготовки педагога в школы должен прийти учитель более компетентный и профессионально ориентированный.
— Основной идеей реализации проекта является компетентности подход: университет возлагает на себя ответственность за будущее школьного образования и его качество, а школа содействует овладению будущими учителями практико-ориентированными компетенциями.
Подводя сегодня итоги, можно сказать о положительном опыте реализации программ проекта в КФУ.
— На сегодняшний день доработанный проект основных профессиональных образовательных программ, исходя из замечаний наших коллег, уже отправлен федеральному учебно-методическому учреждению (ФУМУ) для допуска к реализации во всех вузах, реализующих педагогическое образование и готовящих учителей для основного общего образования.